Зачем Гюстав Курбе сделал это?!

Завершилось восьмилетнее судебное разбирательство между Facebook и его пользователем Фредериком Дюраном, заблокированным за пост со скандальной картиной Гюстава Курбе «Происхождение мира». Сразу после инцидента, произошедшего в 2011 году, Дюран подал на Facebook в суд, обвинив социальную сеть в цензуре произведений искусства и нарушении права на свободу слова в интернете. Судебная тяжба длилась по настоящий 2019 и завершилась мирным соглашением: Дюран и Facebook пожертвуют некую сумму (ее размер не указывается) некоммерческой организации Le MUR, которая занимается продвижением уличного искусства в Париже, сообщает Artsy.

В чем тут соль? Фейсбук заблочил Дюрана и удалил его пост из-за подозрений в распространении порнографии. Не удивительно. На картине зритель видит женское тело, без лица, натужной эстетики и декораций, хотя давайте называть вещи своими именами — зритель видит вагину. У неподготовленных, естественно, это вызывает обмороки, негодования и проклятия. Но, может, этого и добивался эпатажный Курбе? Если трогает — значит работает. Зритель, увидев это, уже не развидит. Ради чего это? Ирония, бравада, эпатаж? Короче говоря, мы задаем себе вопрос, вынесенный в заголовок: зачем Курбе сделал ЭТО?! и пытаемся разобраться.

L’origine du monde — в русских переводах «Начало мира», «Происхождение мира» и даже «Рождение мира» — будучи написанной в 1866 г., была открыта общественности только в 1988-м. Как что-то сакральное, на что сохранялось табу даже, казалось бы, в не знающем никаких моральных запретов ХХ веке. Женщина здесь безо всякой романтизации как некая лакуна, готовая принять семя, выносить и родить ребенка, продолжая постоянное обновление мира.

Художник осуществляет рискованное движение и просто доходит до конца, прямо описывая то, на что реалистическое искусство до него только намекало. Если трактовать работу как предельное проявление реализма, копирование действительности при склонности к отражению безобразного, то «Происхождение мира» можно назвать памятником естественно-научного (физиологического) материализма в искусстве.
К слову, ровно за семь лет до создания «Происхождения мира», в 1859 году, вышел в свет труд Чарльза Дарвина «Происхождение вида». Подобные научные открытия стремительно формировали позитивистское мировоззрение общества. И в искусстве это, конечно, не могло не проявиться. Реализм стал гротескным и избыточным, лишенным идеологического и мифического подтекста, отражением не человека и его души, а простой физиологии. Курбе в этом смысле стал глашатаем направления, а «Происхождения мира» не чем иным как последствием эпохи Просвещения.

Но вернемся к вопросу, заданному вначале. Кроме того, что  «Происхождение мира» было заказом сластолюбивого турецкого дипломата, зачем Курбе сделал это?
Он во всем был революционером, и демонстрация своего радикализма, в том числе и в эстетике, была частью его натуры. Идеализация и морализм вызывали у Курбе раздражение. Салон отверг Курбе, а Курбе отверг каноны салонного искусства. 
Что говорит об этом он сам: «Я знаю, что добиться признания трудно, и среди тысяч найдется один, который однажды пробьется. С тех пор, как я в Париже, я, пожалуй, видел только двух или трех действительно сильных и оригинальных».

Курбе действительно выстоял и победил, оказавшись единственным олимпийцем на тысячу проигравших. Его произведения до сих пор вызывают множество откликов, дебатов, прений. Шокируют публику и будоражат умы. Да, здесь содержание продукта сводится к внешней физиологии без внутреннего содержания. Но этим Курбе во многом предвосхитил рождение будущей массовой культуры. Картина «Происхождение мира» как художественный жест стала необходимым «посредником» между традиционным искусством и искусством модернистским.

Текст: Елена Зубкова
Фото: открытые источники