БТК-ФЕСТ: на взрослые вопросы детскими глазами

В начале ноября в Петербурге прошел пятый международный фестиваль театров кукол «БТК-ФЕСТ: микроМАКРО». Большой театр кукол пригласил 11 коллективов из 10 стран, а всего на семи площадках театра было представлено 13 спектаклей. Тематика разнообразна: от «Темной комнаты» Валери Соланас (радикальная феминистка, автор «Манифеста общества полного уничтожения мужчин», а сама Валери стреляла в Энди Уорхола) до милозвучных и притом драматичных стихотворений Николая Олейникова «Из жизни насекомых».

Чем, казалось бы, примечательна жизнь букашек? Жужжащий комар всегда мешает по ночам, муха вызывает отвращение, таракан — всегда нежданный гость в нашем доме. Спектакль «Из жизни насекомых» — невероятное музыкально-медиально-театральное шоу в исполнении Светланы Бень — наглядно репрезентирует жизнь букашек как, собственно, нашу обычную человеческую. Все мы также снуем, надоедаем, нас так же много, и притом мы такие же маленькие в этом большом мире. 14 историй для рояля, скрипки, терменвокса и голоса взяты из-под пера Николая Олейникова – самобытного поэта русского авангарда. К насекомым автор испытывает особого рода лиризм, поэтический трепет, подобный мерцающим крыльям ночной бабочки. Он воспевает муху как любовную подругу, таракана, разорванного вивисекторами, как мученика науки. В бездыханном теле жука не нуждаются ни его собратья-жуки, ни бабочка, порхающая рядом, ни кузнечик поблизости. Только незнакомая курица не отказалась склевать его тельце. Поэтика тут явно не насекомого масштаба. Однако эти немного мрачные истории в вокальном исполнении Светланы Бень поданы необычайно легко, смотрится это с улыбкой: «Любовь пройдёт. Обманет страсть. Но лишена обмана волшебная структура таракана». Эта феерия органично вписалась в пространство большой сцены БТК, насквозь пропитанного своей кукольной магией.

Малая сцена рассчитана на более интимный диалог. В рамках постановки «Невидимые земли/Invisible lands» камерное пространство расположило зрителей, которым в последующие 50 представили жизнь маленьких людей, чья судьба определена масштабом больших. «Невидимые земли» – это выстраивание игрушечных фигурок людей на живом человеческом теле художников от Livsmedlet Theatre. Тело становится путеводительной тропой наших маленьких героев. Локоть — как изгиб дороги, позвоночник — как длинная покатая дорогая, пятки стоп — холмистая остановка автобуса. Человек как микрокосмос масштабируется до макрокосмоса. И поднятая проблематика имеет вселенский масштаб — тема беженцев актуальна уже не первый год. Особенность в том, что нет информационной подачи, язык, который временами звучит в спектакле — вымышленный. Главное — эмоции, интонации, нет сводок и политических диспутов. Вся трагедия лишена хора, ведущих солистов, однако это не умаляет ее посыл. Человек, лишенный дома, и его дорога в поисках нового — это всегда сражение.

В начале перформанса художники достают вейп, курят, их тела начинают тлеть изнутри. Перформеры раздеваются. На голый изгиб тела помещается игрушечный город, крыши которого тоже объяты дымом. Тело подобно природе подвергает себя саморазрушению. Люди бегут от этой болезни, которую само человечество и породило. Бегут от одних по телам других. Так, выкрашенный в синий цвет, живот уподоблен морской глади, вдох – выдох – предзнаменование шторма. География тела превращает маленькую игрушечную лодку с набитыми в нее фигурками, частично уже выброшенных за борт, в симптом язвы человечества.

На фестивале детская сказка «Семь воронов» Братьев Гримм превратилась в философскую поэму, а недетскую историю об Аушвице от Hotel Modern прожили тысячи крошечных куколок высотой в 8 см в игрушечном городке. Переосмыслить настоящее «сегодня» позволило «Предвидение», где рама обычного экрана компьютера более динамична и мотивационно обусловлена, чем сам человек по другую сторону экрана. А «Невидимые земли» сделали осязаемым тот побег из «ниоткуда и в никуда», который предстоит преодолеть беженцам.

Большой театр кукол смотрит на взрослые вопросы детскими глазами, а потому все происходящее напоминает волшебный сон, который моментами немного тревожный, иногда слишком реалистичный, но все же в нем так же теплится та надежда, что, проснувшись в одно хорошее утро, ты продолжишь смотреть на этот мир глазами ребенка.

 

 

Текст: Наташа Прудникова, Оля Омельяненко