Просто Паша

Писать о художнике Паше 183 сейчас, спустя 5 лет после его смерти, кажется, с одной стороны, постыдным, он заслужил все последующие слова еще при жизни. Но не сказать ничего о нем после открытия большой ретроспективной и посмертной выставки в Петербурге, тоже будет стыдным. Возможно сейчас все его работы и высказывания становятся еще более актуальными.

Вполне вероятно, что, побывав на выставке в Музее стрит-арта, вы так и не поймете, каким был Паша 183. Для этого будет мало ознакомиться с его ретроспективой из порядка 70 работ. Или вы не сможете уловить тонкую социальную нить его инсталляций и граффити, поскольку они всё же вырваны из контекста. Но точно получится заглянуть в его чистый и отчасти романтизированный мир, в который захочется окунуться с головой. И лучше это сделать за пределами выставочного пространства.

Вас подкупит его простота и чистота. Другой бы и не пририсовал ожидающему на остановке человеку крылья ангела и не написал бы строчки «Давайте делать паузы в пути…» из песни «Машины времени» на старом шкафу где-то посреди двора в Екатеринбурге. Своей прямолинейностью, возможно, зачастую немного наивной, он может тронуть вас в самое сердце.

«Можно мучиться и ждать, можно просто ждать, можно просто мучиться. Нужно знать направление — куда стучать, чтобы чего-то добиться. Ты постоянно должен стучать в эту дверь. Неизвестно, когда она откроется, и откроется ли вообще. Приходится постоянно ждать, ждать и созерцать»

В общем-то, мы утеряли ценность слова, как вербального, так и невербального. Мы не только не вкладываем должный смысл, бросаемся словами, но и не умеем по-настоящему услышать, что нам говорят. Кажется, что Паша всё это умел делать, в том числе и через свои работы.

«Я, скорее, за то, чтобы люди в первую очередь меняли себя. Чтобы они не проходили мимо нищих, чтобы помогали друг другу, чтобы сами искали какие-то альтернативы — своей жизни, своему мировоззрению, окружающему пространству»

Павел Пухов был больше, чем просто уличным художником под ником Паша 183. Он был вообще художником, не боявшимся показывать действительность без прикрас. Тем самым он пытался показать людям правду, которая их окружает, «разбудить» нас. Как писал один из его друзей, Паша пытался достучаться до нашей «свободы», которую мы сами теряем и по сей день, стараясь не замечать или попросту не понимая этого. Он бился за правду общества, бился за чистоту души, чтобы человек оставался собой в полной мере.

«Живя в России, ты всегда должен уметь отличить правду от лжи. Видимо это и стало моим альтер эго. Стремление разобраться в людях и в первую очередь в себе и узнать себя. Тут люди сходят с ума, потому как их прошлое воспитание не может быть сопоставлено с их настоящим. Воспитание патриотизма, любви, сочувствия и помощи в прошлом, сейчас пустой звук»

Слово «патриотизм» сейчас скорее звучит пошло, нежели благородно. Его подменяют чем-то искусственным. Паше же удавалось вкладывать в свои искренние и честные работы гораздо больше патриотизма, чем сейчас это делает пропагандистская машина, будь то работа «Алёнка», где Паша превратил бетонные плиты в шоколадки, или «Правда на правду» с омоновцами на дверях метрополитена в годовщину путча 1991 года.

«Остановитесь на мгновение, ваша суета никуда не денется, а вот драгоценные минуты счастья порой уже не повторить. Помните…»

Эта цитата под песню «Город детства» Эдиты Пьехи в конце выставки сперва, возможно, вызовет у вас лишь ухмылку, но потом вы осознаете глубину этих слов. И пусть это прописная истина, но мы про нее забыли, а Паша напомнил.

Текст, фото: Смирнова Даша