Abuse Opera. Опера в заброшке

В анонсе к спектаклю Abuse Opera, основанного на историях людей, переживших сексуальное, психологическое и физическое насилие, зрителя предупреждали, что придется на собственном опыте оказаться в пространстве хаоса, в состоянии потерянности и дискомфорта. Интриги добавляло скрытое место проведения самого спектакля, лишь за пару часов пришло сообщение о сборе под табличкой «Набережная Обводного канала, 134». На проходной нельзя было говорить охраннику, куда именно ты идешь. Этих трех фактов вполне достаточно, чтобы удивить зрителя, но опера переплюнула все возможные ожидания.

«Невозможно услышать все партии этой оперы, невозможно стоять на месте и слушать только одну». Эта фраза должна стать эпиграфом ко всему происходящему.

Одной толпой человек в 60-70 мы пробирались по территории заброшенного завода к месту действия, и герои оперы были среди нас, но об этом мало кто догадывался. Казалось, что нужно спрятаться как можно глубже от существующего мира, чтобы услышать эту оперу. Надпись «Лучше уходи», оставленная кем-то на одной из стен, только усиливала эту мысль. Оказавшись на месте, человек 10 из нас заняли позиции у пюпитров, остальные расхаживали и не понимали, что должны делать. Может, и они могли встать к пюпитрам?

Все так шумели и галдели, что даже не заметили, как актеры уже начали свою «исповедь». Они нашептывали себе под нос обрывки историй, и постепенно их речь становилась громче, а потом снова угасала. Порой каждый выкрикивал по слову, и история каждого становилась частью какой-то общей трагедии.

Курсируя от одного говорящего к другому толпа зрителей создала хаос, о котором и предупреждали организаторы, невозможно было разобрать, что же происходит. Слушая только одного актера, ты до конца не понимал, что же говорят другие, и какая между ними связь. Ты шел к следующему, и всё запутывалось еще больше. Везде мельтешили люди, услышать всех одновременно было невозможно, пока я не закрыла глаза, встав в центре. Да, я по-прежнему не слышала всех партий, но до меня без помех доносились отрывки историй, крики души, которые сливались в нечто единое.

«Разбили лицо», «Просто взяли ножом порвали и всё», «До первой крови», «Была драка», «Он не хотел его резать», «Смерть», «С тобой разбираться не будут», «Но он хотел порезать», «Я понимаю, нож», «Куртку мне порвал», «Массовая драка», «Больно», «Ничего не чувствую», «Ты к нему больше не подходи».

Я как будто слышала в своей голове десятки голосов, молящих о помощи, чувствовала их боль, и от этого хотелось убежать, но достаточно было лишь открыть глаза. Теперь эти отдельные фразы уже не достигали моего сердца, я вновь очутилась в хаосе, как и люди, пережившие свои трагические истории.

Как и людям в реальной жизни актерам было крайне сложно достучаться до зрителей. Думаю, и при полной тишине ситуация изменилась бы не сильно. На то и расчет. Мы не умеем слушать и слышать друг друга, нас не заботят проблемы и трудности других.

По прошествии 50 минут все актеры замолкли, взяли вещи и ушли прочь. Они высказались и покинули заброшенную территорию, как случайные гости, а зрители молча пошли за ними. После хаоса хотелось сохранить тишину. Аплодисментов не было… только по возвращении в реальную жизнь.
Документальный спектакль молодого андеграундного «Театра. На вынос» в рамках Форума независимого театрального «Площадка» был показан в Петербурге впервые.

Текст: Смирнова Даша