Хоть стой, хоть падай_ Открытие нового сезона в SAM

Мы ждали открытия нового сезона в музее стрит-арта как национального праздника. И это случилось, свершилось, стряслось! НО! Мы не рады. Рассказываем, почему.

В новом сезоне участникам выставки задали обширную тему, которая должна была дать возможность для художественных высказываний обо всех удивительных и парадоксальных вещах, которые мы наблюдаем вокруг. Всеобщее замешательство и тотальный шок — вот, что по задумке куратора зрители должны разделить с художниками в музее стрит-арта этим летом и попытаться понять это через искусство.

Большая часть легко читаемых «реакций» представлена сразу при входе. Это, например, черно-белая работа C’est la vie белгородского дуэта ZTWINS, где изображен Собор Парижской Богоматери, не так давно горевший в Париже, и церковь в карельской Кондопоге. Про российский памятник архитектуры вновь вспомнили именно на волне шумихи с Нотр-Дамом. На соседней стене — «Бульдозерная выставка» Никиты Дусто. Бульдозерная выставка — это несанкционированная уличная выставка картин, организованная 15 сентября 1974 года московскими художниками-нонконформистами на окраине Москвы. Одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР. Была уничтожена сотрудниками милиции при помощи поливочных машин и бульдозеров, отчего получила своё название. В хронику тех событий Дусто вписал и современную стрит-арт работу.

Взгляд в этом углу музея особо не задерживается, что не скажешь о противоположной стороне. Здесь и работа петербургского художника Стаса Багса, который на пьедестал «Медного всадника» вместо статуи Петра I водрузил инвалидную коляску, и бетонный забор российского проекта Dagnini с повторяющейся картинкой «Ошибочка вышла» как на мониторах компьютеров, и изогнутый жестяной забор — «Плоскость мышления» Владимира Абиха. Работа представляет собой забор из гофрированной стали, «свернутый» в ленту Мебиуса. Фигуру, которая, не смотря на объем, имеет всего одну сторону. Таким образом, художник предлагает зрителю взглянуть на условность любых границ, которые возможны лишь на плоскости, точнее, в плоском мышлении. Зритель способен выбирать свое местоположение относительно забора усилием мысли и одновременно находиться внутри и снаружи конструкции.

«Идентифицируя себя с политическим или социальным движением, содержащим образы врага, мы неминуемо строим границы. Но где проходит та граница, где «внутри» превращается в «снаружи», а «свой» становится «чужим»? Всякое деление условно и строится исключительно на точке зрения. Будь то разделение по политическим, идеологическим или внешним признакам. Позиция относительно баррикады определяется лишь образом мышления. Не обязательно предпринимать какие-либо физические действия, чтобы оказаться на «другой стороне», — комментирует свою работу сам художник.

Многие работы этого сезона, к сожалению, можно охарактеризовать как проходные. В совокупности они не оставляют цельного впечатления. Скорее, это набор индивидуальных реакций и мыслей от происходящего, какие-то более удачные, какие-то менее. К слову, на одной из внутренних белых стен московская команда Letme написала «Чисто проходная работа». И она была как раз самой непроходной. Даже у самой большой работы — 100-метрового мурала, где пару лет назад была копия Эрмитажа, не хотелось задерживаться. В этом году ее доверили академисту Виталию Пушницкому. Это был его первый мурал.

Не покидало ощущение, что в этом году музей стрит-арта сбавил позиции, превратившись из мекки дерзкого урбанизма в ленивый лаунж. Пропало ощущение «вау», веселье, глумливость и бунт, свойственные уличному искусству. Апеллируя к общей идее экспозиции, никакого тотального шока и всеобщего замешательства, конечно, нет. Зритель, будь спокоен! Зато есть максимально сладенькая атмосфера для фоточек для Instagram. По крайней мере, присутствующие на открытии именно этот посыл считали безошибочно. Многие, казалось, только за этим и пришли.

Большая часть участников выставки— представители локальной арт-сцены: Виталий Пушницкий, Слава ПТРК, Стас Добрый, Владимир Абих, Миша Маркер и многие другие. Куратором выставки выступил петербургский художник Максим Има.

Выставка продлится до 13-го октября 2019
О режииме работы музея сможете узнать здесь: streetartmuseum.ru

Текст, фото: Смирнова Даша