В МИСП

Найти сверхсмыслы через звуки, велосипеды и коров Юрия Гусева, познакомиться с искусством плакатов через яркие краски Левона Айрапетянца или же пройти извилистый путь Александра Задорина через различные жанры и стили. Выбирайте свой вариант и направляйтесь в музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков (МИСП).

Выставка «Пи Эр Квадрат», расположенная на первом этаже, представляет работы позднего периода творчества петербургского художника Юрия Гусева. В написанном от руки послании можно найти разгадку к названию выставки, где лирический герой Василий Иванович задается вопросом: «Как ты думаешь, почему колёса круглые, но стучат?». «Очень просто, — отвечал попутчик, — площадь круга πr² (пи эр квадрат), вот квадрат и стучит». Вот и у художника что-то стучит постоянно: велосипедные колеса или сердце. А может и замолчать вовсе. Во всем, так или иначе, заложен свой «звук-смысл».

Нравилось Юрию Гусеву прежде всего изображать себя и коров. Обращаясь к автопортрету, художник рефлексировал по тому внешнему, что видит зритель, что подвергается критике. В некоторых работах эта тема общественного признания является ключевой: вот пространство музея с его бюстом и автопортретом, где зрители также тычат пальцами в сторону художника, фотографируют или буйствуют на заднем плане. Работа «Падение» — это и падение физическое: герой, изображенной на первом плане, падает с велосипеда, и падение духовное: он выбит из потока велосипедистов, силуэты которых видны на заднем плане. Выход героя из строя драматизируется: его падение становится фатальным, колесо буквально проходит по линии его шеи.

По другую сторону от «Падения» пролета расположена работа, сюжетно схожая, но с другой эмоциональной характеристикой. Там тоже поток велосипедистов, только колеса крутят коровы, никто не выбит из строя, движение разворачивается на зрителя. И только на переднем плане маячит фигура художника с холстом и кистью в руке, пытающегося запечатлеть эту стихию без явных падений и отчуждений. Коровы, кстати, в ряде случаев выступают как автопортрет, художественное видение себя, воплощенное в крупнорогатом скоте. Это животное становится, с одной стороны, для Гусева сакральным, с другой стороны — именно с коровами он делит тот человеческий миропорядок, который часто далек от идеала.

Безмолвие у Гусева информативно. Если выразить художественное высказывание через текст, то эти полости – тире, разрывы, пробелы.

Показательна работа из серии «Мастерская», где изображен обезличенный художник, в чьих протянутых к зрителю руках — пустые полотна. Это чистое пространство – тоже высказывание, художник говорит о том, что ему нечего сказать. Это отрицание молчания и одновременно утверждение авторского безмолвия как факта.

Во многих работах Юрия Гусева есть пустые пространства холста, обнажающие белый грунт. То же ли это молчание и можно ли это свести к намеренной недосказанности? Безмолвие у Гусева информативно. Если выразить художественное высказывание через текст, то эти полости – тире, разрывы, пробелы. «Звук-смысл, который он [художник] слышит от природы», — с его слов. Пауза, как известно, равноценна звукам, за которыми следует или которым предшествует. Юрий Гусев как настоящий художник находится в поисках той гармонии, путь к которой отнюдь не всегда легок.

Выставка работает до 12 мая.


Выставка второго этажа «Черное и красное» экспонирует работы станковой графики и плаката 1960 – 1980-х годов авторства Левона Айрапетянца. Название «Черное и красное» обязано тому, что художник преимущественно использовал эти два цвета, масштабно и чисто. Плакат не забывает свое агитационное прошлое, но экспозиция лишена чрезмерных нравоучений. Даже серия «Спиричуэлс» 1964-1980 гг., наиболее политизированная из представленных, направлена больше к сочувствию, чем к побуждению (серия посвящена террору по отношению к чернокожим в эти годы в Америке). В работе «Ленконцерт» революционная стихия передана экспрессией красного цвета посредством крупных размашистых мазков. Изображенная ниже толпа черных фигурок со штыками более условна, это лишь внешний фактор, дух этой революции воплощен через вихри красного цвета. Театральные плакаты, посвященные «Макбету», «Королю Лиру», «Гамлету» ёмко и лаконично воссоздают многосложность шекспировских трагедий. Творчество Левона Айрапетянца — пример того высокого художественного уровня искусства плаката, которое известно не так широко.

Выставка работает до 12 мая.


Все три этажа контрастируют друг с другом больше, чем взаимодействуют. В творчестве Юрия Гусева остается много зияющих полостей белого грунтового холста, а линии женских фигур Левона Айрапетянца не замкнуты. Эта недосказанность восполняется экспозицией «Перевесы» Александра Задорина, представленной на третьем этаже выставочного пространства МИСП.

Живопись Задорина воплощена во всевозможных художественных стилях и жанрах: здесь и интерес к принципу симультанности под влиянием Пикассо, и яркие, с блестящей от лака поверхностью, полотна, напоминающие керамическую плитку в ванной, и многослойные коллажи с элементами абстрактного экспрессионизма, заключенного в узнаваемые для глаза формы и силуэты, и философские переосмысления библейских сюжетов, и работы с советскими репродукциями портрета В. И. Ленина, и много другого. Подобная раздробленность может быть оправдана как бесконечный экзистенциальный поиск художника, становление его художественного видения, эволюционирование его живописных тенденций и т. д. Несмотря на дискуссию, которая может возникнуть при желании разобраться в его всесторонних живописных опытах, все же есть что-то, с чем поспорить сложно: Александр Задорин, черпая вдохновение в области менее заметного декоративно-прикладного искусства, замечателен своими работами в керамике. Сосуд обретает портрет, вазы интересны натюрмортом, которые они составляют. Задорин идет дальше — керамика, наконец, мыслится и в более скульптурных формах: тут и полые ступни, и лошадиные головы. В экспозиции представлена даже лошадь с наездником, собранная как конструктор только из нового для этих форм материала.

Выставка работает до 2 июня.


Выставки «Пи Эр Квадрат», «Черное и красное», «Перевесы» совершенно разные, зато готовы ответить почти на любой запрос зрителя, пришедшего их посмотреть: будь то поиск сверхсмыслов через звуки, велосипеды, коров, математику попарно с Юрием Гусевым, будь это желание насытиться цветом и смыслом в органичной форме Левона Айрапетянца или же возможность пройти извилистый путь Александра Задорина через различные жанры и стили.

Подробнее о времени посещения и работе выставок можно ознакомиться на сайте музея: МИСП

Текст: Прудникова Наташа
Фото: Прудникова Наташа; МИСП