Черновики пространств

«Андрей Тарковский — художник пространства». Название выставки, открытой в Строгановском дворце до 20-го ноября и приуроченной к 85-летию Тарковского, вдохновляет поставить кино в ряд с живописью и скульптурой, которые тоже имеют дело с пространством и изменяют его.

Большую часть экспозиции составляют фотографии Георгия Пинхасова, Георгия Верховского, Сергея Бессмертного, Арво Ихо и др. со съемок фильмов Тарковского, или с мест этих съемок уже в 2000-ые (фотографии Николая Алхазова, например), представлены эскизы костюмов и декораций к некоторым фильмам («Андрей Рублёв» — Лидия Нови, «Солярис» — Нелли Фомина, Михаил Ромадин и др.), афиши к фильмам. Самый необыкновенный и запоминающийся зал открывает нам Тарковского как художника в привычном, более узком смысле слова. Прекрасные рисунки, несколько работ маслом, пейзажи и абстракция, раскадровки учебного фильма, обложка книги… Черновики пространств, из который потом родились самые главные фильмы режиссёра. Можно попробовать угадать, откуда тот мир, который зачаровывает столько людей?

В графических набросках Тарковский очень внимателен. Наверное, внимательность — начало настоящего искусства. Частая ученическая ошибка — рисовать натуру, не замечая, как изменяется белое и как будто бы пустое пространство листа вокруг. В фильмах Тарковского нет случайных, оставленных форм, нет непродуманного и не прочувствованного, они как организованная конструкция, скульптура. Путешествие внутрь контура, который весь, сразу и целиком не ощутим, но помнить о его существовании необходимо… Это кино. Учителем Тарковского во ВГИКЕ был Михаил Ромм, который сам, в начале пути, занимался профессионально скульптурой. Видимо, только если помнить, что кино — такое же пластическое искусство, возможен шедевр.

Выставка дополнена богатым видеоматериалом с интервью людей, работавших вместе с режиссёром.

Выставка продлится до 20 ноября.

Текст:Наталия Михайлова

Фото:rusmuseumvrm.ru