Арт-группировки: разбираемся в явлении и вспоминаем самые яркие акции «Войны»

На рубеже XX-XXI веков искусство заполняет новые пространства и видоизменяется. Всё чаще слышатся такие выражения, как «арт-провокация», «арт-группировка». И действительно, в наше время зрителя легко заманить некой эпатажностью и особенным отношением к нему. Если раньше зритель был просто субъектом, неким приёмником творчества, то теперь он становится непосредственным участником искусства. Он становится объектом, который вовлечен в план художника.

Современное искусство, а именно провокационное, призвано вызвать реакцию зрителя, и чем ярче она будет, тем лучше. Реакция должна быть немедленная, быстрая настолько, чтобы человек не успел ничего осмыслить – только запомнить то чувство, что появилось. Именно непонимание делает зрителя участником замысла художника.

Перед тем, как узнать больше об арт-группировках, нужно понимать, что нет правильной реакции. Ни отрицательная, ни положительная не являются той, которая обязательно должна возникнуть. Главное – реагировать. Если что-то не оставило вас равнодушным, значит, оно сработало. Это – главная задача арт-провокаций. Перечислить все акции группировок возможно, но здесь мы решили выбрать самые запоминающиеся, необычные, экстраординарные и вызывающие.

Арт-группировка «ПРОТЕЗ» была основана в Санкт-Петербурге в 2006 году художниками Игорем Межерицким, Александром Вилкиным и Григорием Ющенко. За время своего существования коллектив организовал более 20 выставок и акций. Совместная деятельность участников прекратилась в 2010 году.

«Мы художники-грузчики, «убитые помойным ведром», и искусство нам интересно лишь из-за нашей врожденной страсти к самовыражению. Мы представители «желтой прессы» в изобразительном искусстве, и основным содержанием нашего творчества является пугающий лиризм. Нам главным образом интересны различные беспредельные выражения базовых низменных инстинктов человека. Есть пять тем, которые нас интересуют: секс, насилие, наркотики, безумие и война. Средства нашего выражения (трэшево-брутальная форма) содержат в себе тотальную иронию. Таким образом, наше искусство прогрессивно, ибо содержит в себе императивы, которые через иронию гасят побуждения к реализации низменных инстинктов»
.

Первая акция была, как говорили сами участники группировки, «нулевая–«Памяти Круга». В подъезде дома 127 на набережной Фонтанки, где на седьмом этаже должна была открыться некая художественная выставка, были выставлены работы, интерпретирующие образ легенды русского шансона Михаила Круга. Кто такой Михаил Круг, никто из участников группировки не знал. Работы установили на первом этаже, на стенах подъезда. Конечно же, особо зрителей не набралось. Разве что пенсионерка — жительница подъезда, которая и объяснила, кто такой Михаил Круг. Случайно на выставку попал и Никита Сергеевич Михалков. Он поговорил с художниками о Боге и дальнейшем отечественном искусстве.

20 июня 2006 года в галерее «Борей» прошла, возможно, самая яркая выставка-акция группировки: «Подарки для лохов и импотентов». На выставке были представлены ставшие легендарными работы (задержанные на таможне, побывавшие в милиции, пережившие потоп), такие как «Гей Роботен», «Мертвая бабушка» и «Своей ноги испугался», а также ряд новых работ. На протяжении трех часов каждый мог, публично признав себя лохом и (или) импотентом и предоставив документ, удостоверяющий личность, получить в подарок любую понравившуюся художественную работу и свидетельство установленного образца, официально подтверждающее признание себя лохом и (или) импотентом. После этого был опубликован полный список лохов, импотентов и тех, кто сочетал в себе эти два качества. В интервью художник Григорий Ющенко рассказывал: «Искусство должно принадлежать народу и, прежде всего, самым несчастным его представителям. А лохи и импотенты как раз таковыми и являются».

Даже если вы не заинтересованы в современном искусстве, об арт-группировке «Война» вы точно должны были слышать. Несмотря на то, что свою деятельность в России организация закончила еще в 2012 году, её до сих пор вспоминают.

Арт-группа «Война» была создана по инициативе выпускника философского факультета Московского государственного университета (МГУ) Олега Воротникова (прозвище Вор), которого после называли «отцом-основателем». Свою первую акцию «Война» провела 1 мая 2007 года. Тогда активисты закидали Макдональдс кошками. Акция сопровождалась лозунгом «Ударим бездомными кошками по глобализму!». После этого подобные «вылазки» группировки становились всё экспрессивнее и более вызывающими. Венцом успеха считается по-настоящему легендарная акция: в ночь на 14 июня 2010 года на Литейном мосту в Петербурге активисты нарисовали огромный мужской половой орган. Когда разводной пролет моста подняли, фаллос «смотрел» прямо на здание ФСБ.

Участники группировки подчёркивали, что политическая составляющая в их деятельности является более важной, чем художественная. В 2007 году ее активисты участвовали в Саратове в «марше несогласных» — выступлении противников президента Владимира Путина — с лозунгом «Я хочу халву есть, я хочу на Путьку сесть», приписываемым поэту Александру Бренеру. В конце февраля 2008 года за несколько дней до президентских выборов, на которых победу одержал Дмитрий Медведев, «Война» провела одну из самых известных своих акций — групповую оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга «Е***ись за наследника Медвежонка». Фотоотчет об акции был опубликован в блоге Плуцера-Сарно, в связи с чем на него завели уголовное дело о распространении порнографии.

Современные арт-группировки всё чаще осваивают интернет-пространство в попытках заполучить популярность там. Паблики ВКонтакте и tumbler пестрят по-настоящему талантливыми молодыми художниками, но среди них ещё остались те, кто ищет популярности, так сказать, «на улице». Современная группировка «Осколки» относится именно к ним.

О самих авторах ничего не известно. На основном сайте выставлены работы, но никакой информации об именах или о чём-то еще вы не узнаете. Периодически информация о группе «всплывает» в СМИ, одна из историй связана с надписью «Осколки» на куполах церкви на Невском проспекте. Работы арт-группировки появляются не только в Санкт-Петербурге или других городах России, но даже за рубежом, преимущественно в Берлине и Таллине.

Чем же отличается эта арт-группировка от огромного количества других любителей граффити? Вместо традиционных шрифтов они используют сюрреалистических персонажей и абстрактные формы. В выставках группировка начала принимать участие относительно недавно, с 2016 года. Среди них «Осколки: Уличное Домашнее», персонально-коллективная выставка в рамках проекта АРТ УИКЕНД, Лофт Проект Этажи (СПб), «Курок», уличная коллективная выставка-действие (Москва), «Недетская площадка», тотальная инсталляция, Музей уличного искусства (СПб). Но, на самом деле, необязательно идти на специальные инсталляции, чтобы познакомиться с художествами «Осколков». Достаточно просто поднять глаза — на каком-то из зданий точно будет их граффити. Возможно, самые цепляющие их уличные работы – «Я вишенка на всём этом торте» и граффити с известным по мультикам детства котёнком Гав со словами «Я ребёнок, рождённый сиять».

Человеку, который не особо разбирается в стрит-арте, иногда сложно понять: а для чего это вообще делают? Зачем нужны эти эпатажные выходки, эти рисунки на заборах и в заброшенных зданиях, а иногда даже на льдинах? Пусть цели и не всегда понятны, ясно одно — об этих людях говорят, их обсуждают, а их работы в любом случае вызывают какие-то эмоции. Возможно, не всегда положительные, но суть арт-провокаций не в том, чтобы понравиться зрителю, а в том, чтобы заставить его отреагировать. А каким образом — уже не важно.

Текст: Элина Ягудина

Фото: открытые источники