Street-art

Picture-54

Появление в Санкт-Петербурге музея стрит-арта породило массу толков. Насколько уличное (Street – улица (англ.)) искусство требует музеефикации? Нужно ли создавать площадку для искусства, которое в принципе отвергает постоянные локации? Живет и развивается или умирает и требует герметизации в условиях музея петербургский городской арт?

Для начала следует разобраться в понятиях. Можно ли считать граффити, которыми испещрены стены города, стрит-артом? Да, несомненно! Однако только ли второсортные надписи, по сути своей являющиеся актом вандализма, есть искусство? Нет! Городское пространство на сегодняшний день имеет своей «лицо», во многом формируемое стрит-артом. К нему относятся все виды перфомансов, выступлений (в том числе уличных музыкантов), картин на стенах и асфальте, стикер-арт, даже лазерные и световые представления. Другими словами – все, что можно создать на улице – и есть уличное искусство.

Hong Kong Soho Street Art Community Project ' Hidden Street ', at Pearl Lam Galleries on Aug 14, 2015, in Hong Kong, China. Photo by Moses Ng / studioEAST
Hong Kong Soho Street Art Community Project ‘ Hidden Street ‘, at Pearl Lam Galleries on Aug 14, 2015, in Hong Kong, China. Photo by Moses Ng / studioEAST

Чем же вызван общий негатив относительно стрит-арта? Петербург – город, имеющий ярлык «культурная столица». И туристы, как и сами жители города, надеются увидеть центральные улицы законсервированными, где всегда можно прогуляться «по местам Пушкина и Достоевского». Но город живет и развивается, население становится неоднородным, и по-прежнему каждый хочет оставить свой след в истории «града Петрова». Родилось это желание еще в эпоху палеолита, когда пещерные люди оставляли отпечатки своих ладоней на каменных стенах как символ утверждения: я есть. Этим же занимались жители неблагополучных районов Нью-Йорка в 20-м веке. Невозможность реализоваться, выйти за пределы собственного гетто, отсутствие материальных благ – темнокожие американцы оставляли свой след на стенах города, выводя баллончиком с краской собственное имя. Все тот же клич: «Я есть!», пронесенный сквозь века. Однако современным людям, как и жителям палеолита, свойственно захватывать территории, перекрывая имеющиеся изображения рук на стенах пещер собственными изображениями. Нью-йоркские парни, объединяясь в группировки, начинают захватывать город квартал за кварталом, контролируя, кто и где имеет право оставить граффити. Уподобляясь собакам, метящим свою территорию, граффитисты метят здания изображениями собственных имен. Порой красиво, но чаще просто уродуя общий архитектурный облик района. Какая уж тут любовь к стрит-арту, когда твой дом испортила гигантская надпись?

image

Именно с таким отношением петербуржцы относятся к стрит-арту, подсознательно объединяя понятия «уличное искусство» и «граффити». Однако вопрос гораздо шире. В последние годы в городе увеличилось количество арт-работ, украшающих брэндмауэры домов, где часто изображаются герои литературных произведений (например, «Алые паруса» на Лиговском проспекте, или «Маленький принц» на Московской). И жители города только радуются такого рода изображениям, которые разбавляют общую серость дворов-колодцев и построек в спальных районах. Такого типа арт-работам противопоставляются граффити-рисунки художников «Hoodgraff», изображающие на одиноко стоящих постройках, к примеру, на трансформаторных подстанциях, героев нашего времени. Среди изображений можно найти портреты Сергея Бодрова-младшего, Виктора Цоя, Павла Дурова, Мистера Бина (актер Роуэн Аткинсон), Чака Норриса и многих других. Выполненные в монохромной реалистичной манере, эти работы становятся местами паломничества туристов разного типа: рокеры несут цветы к дому с Цоем, тоскующие по 90-м – к Бодрову, юные хипстеры – к изображению Тони Хоука. Однако при всей красоте и положительной популяризации современной культуры данные работы имеют устойчивый флёр массового монументального искусства эпохи СССР. Но об этом следует говорить отдельно. Удивительным остается лишь тот факт, что при всей популярности данных арт-работ они с завидной популярностью покрываются граффити-надписями. Одно проявление стрит-арта разрушает другое. Слабый пожирает сильного ночью, тихо, пока никто не видит. Общественность отвечает бурным негодованием, потому что, как-никак, портреты Нагиева и Эйнштейна уже стали культурным памятником, хоть и не времен Пушкина, но времени сегодняшнего.

31-1050x822

Немаловажную нишу в рамках уличного искусства занимает стикер-арт. Наверняка, каждый из нас встречал в самых неожиданных местах города наклейки, изображающие различных фантазийных существ, монстров, животных и проч. Такого рода стикеры можно встретить в метро, на входных дверях, на фонарных столбах, в местах скопления людей. Однако эти картинки являются не просто наклейками, которые, кстати, очень нелегко удалить. Эти стикеры преподносятся авторами как средство украшения серых будней, возможность высказаться на маленьком участке поверхности, рассказать о себе через показ выдуманных героев. Немаловажное отличие от граффити и масштабных стрит-арт работ заключено в возможности общаться между собой. Стикеры появляются, чаще всего, в одних и тех же местах. Если приглядеться, можно заметить, что после исчезновения одной наклейки следом появляется другая, выполненная в другой манере. Художники рассказывают собственную историю, делятся настроением через стикеры. Через творчество находят единомышленников. Стикер-арт развивается бешеными темпами и, скорее всего, именно это проявление стрит-арта захватит улицы в ближайшие годы.

sticker_street_art_global_warming_is_your_fault_bristol01

Таким образом петербуржцу следует уяснить, что уличное искусство – понятие максимально широкое. Каков же музей стрит-арта? Неужели он вмещает в себя все проявления арта? К сожалению, нет. Экскурсия по постоянной экспозиции (как странно звучит эта фраза в рамках искусства, не имеющего границ и экспозиций) музея покажет зрителю, что только граффити и масштабные арт-работы представлены на данной площадке. Но это не умаляет его достоинств. Пожалуй, впервые в России уличному арту удалось привлечь к себе внимание как к самостоятельному и, что немаловажно, самоценному виду изобразительного искусства. Сделать то, что в Америке развивается с 80-х годов прошлого века. Чем Европа занята последние 20 лет. Музей стрит-арта доказывает, что петербургское уличное искусство позиций своих сдавать не собирается. Активная образовательная деятельность, проведение лекций и экспериментальных спектаклей, рэйвы: сотрудники музея заняты тем, что внедряют и популяризируют искусство – дикое, уличное, пытаясь не загнать его в рамки, а дать площадку для поисков нового. Что им прекрасно удается. А жив ли стрит-арт – решать нашему читателю самому. Следует просто «открыть глаза» и присмотреться!

Автор текста: Бакиева Диана

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Нравится

Leave a Comment