В музее современного искусства «Эрарта» до 28 августа пройдет одно из интереснейших музейных событий лета: выставка самодельного африканского киноплаката. Корреспонденты «Лампы» побывали на открытии и зафиксировали историю уже канувшего в лету уникального жанра.
Немецкий искусствовед Вольфганг Петер Стаблер очень любит Африку, бывал он там 30 раз. Однажды его внимание привлекли киноплакаты из золотой эры видеосалонов Ганы. Период 80-х — 90-х годов прошлого века принес в маленькую африканскую республику на побережье Атлантики не только затяжной экономический кризис и политическую нестабильность, но и японские магнитофоны, телевизоры и видеокассеты.
Можно заметить, что схожая ситуация была и на исходе советской эпохи. Народу всегда нужны развлечения, и прозорливые африканцы, обладавшие кассетами и проигрывателем, давали другим возможность увидеть западную массовую культуру. Но не стоит думать, что жилось таким предпринимателям легко. Конкуренты не дремлют, так и желают увести прямо из-под носа потенциальных киноманов. И тут на помощь приходит живопись, которую европейцы завезли в Гану еще в XVIII веке, которая не приживалась на Черном континенте до этих пор.
В культуре Ганы изобразительное искусство носит чисто утилитарную функцию, например, рекламную: нарисовать табличку, объявление. Действительным культом в Гане считается скульптура, в основном, из дерева. Согласно традиции, она является вместилищем духов и богов, которые всячески помогают в жизни простому населению. К слову сказать, боги в Гане универсальны. Божества ― своего рода носители сервиса, у которых можно попросить что угодно. Разумеется, это все обязательно исполняется. Например, одобрение визы в США или Европу.
Для привлечения людей предприниматели использовали огромные рисованные плакаты, которые были основаны на двух сшитых мешках из-под муки. Это очень хорошо видно, если присмотреться в слои краски. Зачастую, плакаты были полной срисовкой с оригинальных голливудских афиш или коробок из-под видеокассет, например, фильм с Ван Даммом «Шесть пуль» или «Американский ниндзя 2». Но существовали и авторские решения.
Например, плакат фильма «Женщина-кошка». Стоит понимать, что человеку, который не особо знаком с западной поп-культурой, женщина, одетая в латексный обтягивающий костюм черного цвета, ни о чем хорошем не говорит. Также не сразу понятно, что эта женщина исполняет роль супергероя. Для выделения данной функции художник подрисовал на афишу большую голову кошки. Были и случаи, когда художник вообще мог не знать, о чем фильм, и рисовал плакат, исходя из короткого описания.
Стоит отметить, что визуальный стиль плакатов очень наивен. Он чем-то напоминает детские рисунки в школьных тетрадях. Из-за отсутствия академической традиции ганские художники пренебрегают перспективой, композицией, рисуют нарочито большие объемы, скажем, губ или мускул.
Отдельно стоит упомянуть плакаты, которые рисовались специально для местного кинорынка. В Гане есть своя киноиндустрия ― «Gollywood». Более того, в год они производят больше фильмов, чем Индия с Болливудом. XXI век принес много бед людям, которые занимались видеосалонами. Подобные конторы разорились. С течением времени, когда техника стала дешевле, а телевизоры и плееры доступнее, жители Ганы смогли смотреть кино дома. В это же время дешевые видеокамеры дали толчок творческой мысли страны.
Подобно фильму «Перемотка» Мишеля Гондри, фильмы в Гане снимаются за считанные дни, часто без монтажа. Сцены склеиваются не на компьютере: дубли снимаются в хронологическом порядке на камеру, которую периодически ставят на паузу. Готовую кассету или диск с записанным файлом вставляют в плеер ― фильм готов.
Бывают и высокобюджетные проекты. Например, на фильм могут собрать баснословную одну тысячу долларов и снять все за семь дней, после которых изголодавшиеся по зрелищам зрители получают желаемое. А им многого не надо, американских блокбастеров они насмотрелись вдоволь. Поэтому в Гане популярен жанр социальных драм. Афиши у этих фильмов, несмотря на специфику, феерические.
На афише африканского фильма «Земля мужчин 2» изображена женщина, застывшая в ужасе и широко раскрывшая глаза. Рядом с ней мужчина, похожий на Терри Крюса, плачет водопадами слез из глаз. Между ними в руках лежит младенец, который извергает из своего маленького ротика дождь из крови. На самом деле в фильме не умирает ни один человек. Слезы из глаз лишь означают, что в фильме есть грусть и не самая веселая атмосфера. Кровь изо рта ребенка означает, что он страдает от чего-то. Возможно, он болен или тяжело переживает развод родителей. Ну а удивленная женщина ― это просто удивленная женщина.
По похожей схеме работает и афиша, на которой изображен человек с пламенем изо рта. Это не фэнтези, а знак того, что человек в ярости. Еще одним интересным примером метафор в Гане служит фильм «Отчаянные миллиардеры 2», где у людей в строгих костюмах вместо ног ― змеиные хвосты. Это просто объяснить: например, в России принято считать, что если человек богат или живет лучше других, то он непременно что-то украл или кого-то обманул. Поэтому в российском массовом сознании богатство ― удел бесчестных людей. Это одна национальная специфика. В Гане баснословное богатство даруется человеку темными силами, Дьяволом или демоном. Изображать этих существ принято в виде рептилий. Это соотносится с христианской культурой, след которой оставили европейцы. Ведь именно Дьявол в образе змея искусил Адама испробовать яблоко с Древа познания, чем навсегда проклял человека перед лицом Бога.
Также на афишах местных фильмов можно встретить образы женщин с нечеловеческими конечностями ниже пояса. Это может быть рыбий хвост или тело змеи. Так боги, как уже было сказано, исполняют желания простых людей. Ведь один из основных сюжетов в ганских фильмах о том, как исполняется заветное желание, и добро побеждает зло. Темный маг терпит поражение от христианского священника. Богатый, который обманывает бедных, теряет все, справедливость торжествует. В целом, это отражение картины мира простых ганцев, которые хотят верить в лучшее посреди окружающего их ада.
Выставка в «Эрарте» хорошо показывает, как доминирующая сейчас западная массовая культура причудливым образом преобразуется под действием национального колорита и традиций. Корея и Япония до неузнаваемости изменили под себя западную мультипликацию и поп-музыку. Хип-хоп культура вышла из пригородов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса и попала в разные страны, породив ворох всевозможных вариаций: появился рэп бурятский, китайский, арабский. То же самое произошло с киноискусством, и ему не избежать региональной интерпретации. Хорошим примером является африканский боевик. Вы думали, что круче индусов никто не снимает action-фильмы? Ошибаетесь.
Ураганное кино «Тсубасасула» и взорвавший в свое время YouTube трейлер боевика из Уганды под названием «Кто убил капитана Алекса» берут и возводят в квадрат буквально все голливудские штампы и сюжетные клише. Вкупе с кустарными спецэффектами на натуре и компьютерной графикой на уровне «так плохо, что хорошо» фильм является по сути квинтэссенцией подростковых фантазий. Кстати говоря, африканский континент не так уж далек от современных технологий. В съемочной команде есть один белый парень из Нью-Йорка, который, увидев трейлер в Интернете, бросил свою жизнь в Нью-Йорке и первым же рейсом сорвался в Уганду продолжать съемки этого эпичного фильма. Он даже играет там одну из главных ролей, и это лишь один из многих примеров. Откуда мы все это знаем? Просто автор этой статьи в свое время пожертвовал на этот фильм 100 рублей.
Самодельный киноплакат ― мертвый жанр, он не носит функционального значения: везде есть принтеры, которые печатают все на бумаге или ПВХ-полотнах. Сейчас, если получится приехать в Гану и живым добраться из аэропорта до города, то купить аутентичный киноплакат у местных торговцев, скорее всего, не получится. В свое время предприимчивые коллекционеры вроде Вольфганга Стаблера уже все скупили. Для туристов сейчас рисуют другие плакаты: можно купить один такой за 400 долларов и наслаждаться им как самостоятельным произведением искусства. Или просто сходить в «Эрарту» и посмотреть на это собственными глазами. Там же воссоздана модель типичного ганского видеосалона ― прилагаются суровая лавочка из трех досок и трейлеры африканских фильмов на настоящем телевизоре марки GoldStar.
Автор текста: Влад Чертыков
Фото: Подольская Ксенья