ЦВЗ Манеж вновь открыл свои двери для широкой публики. Обновленное выставочное пространство удивило не только высококачественным музейным дизайном, но и масштабной выставкой, представившей одни из самых интересных работ современных русских художников, участников Венецианской биеннале.
На выставке представлены работы около сорока русских представителей биеннале, широкий спектр работ: арт-объекты, инсталляции, живопись, видео- и медиа-арт из собраний ведущих российских музеев, галерей, частных коллекций и мастерских.
Оказавшись в обновленном светлом выставочном зале ЦВЗ Манеж, зрителя встречает «Рабочий и колхозница. International» Юрия Аввакумова, произведение, одновременно отсылает нас к знаменитой скульптуре Веры Мухиной и памятнику 3-ему Интернационалу Татлина, а из стены вырывается «Гонщик» Сергея Шеховцова
И над всем этим парит Космонавт Олега Кулика, из проекта «Музей», который оторванный от своей первоначальной идеи, рождает совершенно новые ассоциации.
На первом этаже выставочного пространства на веревках развешаны белые футболки с датой и сопроводительным текстом, каждая из них представляет собой один год Венецианской биеннале и российских художников, учувствовавших в ней.
Большой интерес представляет инсталляция «Абак» Сергея Шутова. Механические фигуры, закутанные в черные одеяния, совершающие некие религиозные ритуалы. Все фигуры обращены к общей точке, которая оказывается пустой, между этим, инсталляция сопровождается звукозаписью, которая соединяет в себе молитвы разных религий на более чем 40 языках.
Одной из самых ярких работ стала «Голова пилота» Ирины Наховой, которая ранее была представлена на Венецианской биеннале в 2013 году. И хотя ассоциации это произведение рождает самые разные, сама Ирина Нахова определяет пилота как «фигуру художника изолированного от всего мира, замкнутого в кабину сверхзвукового истребителя и осуществляющего собственную непредсказуемую миссию…». К слову, на Венецианской биеннале 2013 года, данная работа была размещена в самом первом зале павильона России, таким образом, метафорический художник-пилот мгновенно устанавливал контакт между искусством и зрителем.
Отсылка к Башне Третьего Интернационала Владимира Татлина появляется на выставке не единожды. «Паган» Игоря Макаревича и Елены Елагиной представляет собой мухомор, из которого вырастает знаменитая Башня.
Вообще, обращение к вопросам своей культуры и ее интерпретации является на выставке одной из ведущих линий. Так и работа Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» представляет зрителю своеобразную коллекцию персонажей — архетипов советского идеологического мира. Живописные работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Энди Уорхол в Москве», «Русские вопросы» Мамышева-Монро, «Мэрилин и медведь» Владимира Сокова.
Возвращаясь к теме обновленного пространства ЦВЗ Манеж, хочется отметить не только высококлассный музейный дизайн, качественное освещение, но и подходы создания экспозиции. На втором этаже перед многими работами стоит стул, который будто приглашает человека к тому или иному произведению, и даже выполняет некую роль проводника, провоцирующего контакт зрителя с предметом один на один. Кроме того, в зале есть волонтеры, готовые ответить на любой вопрос посетителя, связанный с выставкой.
Кажется, что после двухлетней реконструкции Манеж превратился в совершенно иное выставочное пространство, которое имеет абсолютно новые задачи. Выставка, которой ознаменовалось его открытие, говорит о том, что современное выставочное пространство художественного Петербурга, возможно, обогатилось очень значимой современной культурной единицей.
Текст и фото: Подольская Ксенья