TuSion — новое восприятие современного искусства

Приложение TuSion является сокращением от «tune your vision» — настрой свое зрение (зрение — в широком смысле), если перевести на русский. TuSion разрабатывается для того, чтобы дать людям возможность настраивать своё восприятие и внимание. Специальная технология позволяет воспринимать привычные вещи по-новому.

О деталях и особенностях приложения мы поговорили с одним из разработчиков TuSion — аспирантом Института мозга человека РАН Наимой Джошуа, а также с нейробиологом и психоаналитиком Яной Макаровой.

2012-23-untitled-composition-geometric-abstract-painting-unframedBryce Hudson

«Лампа»: Что такое TuSion, и в чём заключается суть проекта?

Наима: TuSion — это проект, с помощью которого было бы здорово сфокусировать своё восприятие. Это поможет увидеть больше, узнать новое о себе и работе своего мозга. TuSion в состоянии подготовить человека к творческой и профессиональной деятельности.

То есть, TuSion — это тренажёр для мозга?

Наима: Тренажёр — это то, что тренирует тебя чему-то, а если ты уже хочешь выйти за пределы чего-то, как в искусстве, например, то это уже тренажёром не назовёшь. Это, скорее, инструмент.

composition-48-geometric-abstract-painting-hard-edge-painting-30x221Bryce Hudson

Как TuSion работает?

Наима: Мы как раз думаем, как работает. Но пока что самая ходовая механика — это иллюзия в виде картинок. То есть, эту зрительную иллюзию мы раскладываем на несколько фрагментов. Затем мы делаем переходы между ними. Кстати, переходы — это тоже наша творческая идея. С помощью данных электроэнцефалографа мы измеряем значения этих переходов. Данные поступают к нам в виде графиков активности мозга.

Мы измеряем два основных параметра: Attention и Meditation, повышенный и пониженный уровени реакции. Расстояние между этими двумя значениями составляет сто единиц. Соответственно, при максимальном уровне Attention уровень реакции будет самым высоким, и наоборот. В качестве примера можно представить себе два квадрата (один внутри другого), которые в свою очередь вписаны в третий квадрат. Всё это вы видите на экране, скажем, в картинной галерее или на экране смартфона. В это время на вас надет специальный компактный электроэнцефалограф NeiroSky, измеряющий активность вашего мозга (параметры Attention и Meditation). Вам дают задание расслабиться, по мере расслабления внутренний квадрат начинает заполняться линиями. Теперь вы получаете задание сфокусироваться — при этом линии внутри квадрата начинают двигаться. Далее вас просят снова расслабиться, и квадрат становится чёрным. На следующих уровнях интенсивность расслабления и концентрации увеличивается, благодаря чему мы можем заполнить линиями или цветом средний и внешний контуры квадратов и даже запустить движение линий в разные направления. Таким образом, спустя время мы можем интерактивно создать из белого квадрата чёрный.

composition-45-abstract-geometric-art-painting-by-bryce-hudson-30x22-webBryce Hudson

Можно ли использовать приложение TuSion для изменения восприятия современного искусства?

Яна: Вообще, когда мы всё это придумывали, то говорили, что TuSion — это такая игра с собственным восприятием. Эта игра связана с твоим эмоциональным состоянием в том числе. Мы думали, что игра может быть на уровне субъекта, где тот может играть с формами, цветами, фигурами и многим другим. И всё это выступает своего рода тонкой преднастройкой для восприятия искусства вообще. То есть, благодаря TuSion человек не только сможет интерпретировать искусство, относя его больше к инстанции смысла. Своей разработкой мы хотим обратить внимание субъекта на его восприятие искусства. Я думаю, что благодаря такому подходу можно переинтерпретировать и перевоспринять многие уже знакомые произведения искусства, а также с новым взглядом посмотреть на новые.

Получается, что восприятие (в контексте мозга) — это ещё один язык, которым автор может говорить со зрителем?

Яна: Мне кажется, что это не только один из языков автора. Тут важно, как зритель будет говорить с автором. Восприятие — это язык общения зрителя с автором. Здесь ответственность больше на стороне воспринимающего.

composition-44-abstract-geometric-art-painting-by-bryce-hudson-30x22-webBryce Hudson

Современное искусство и так очень направлено на субъект, а тут, получается, диалектический поворот от субъекта к современному искусству.

Наима: Американский психолог Артур Дейкман писал про созерцательную медитацию — это прямо относится к тому, что мы делаем. Дикман пишет: «Размышляя о технике созерцательной медитации, мы можем увидеть, что она, вероятно, представляет собой такую манипуляцию вниманием, которая необходима для вызывания деавтоматизации». То есть, наше сознание во многом автоматическое, а мы его деавтоматизируем, чтобы узнать и увидеть что-то новое.

Мы как бы обобщаем ряд исследований, техник и работаем с ними на базе искусства. В дальнейшем мы можем выработать новые практики восприятия, которые бы могли помочь в повседневной жизни. Например, сконцентрироваться для серьёзной работы.

Сознание ещё может являться ограничивающим фактором. Оно фокусирует нашу концентрацию для того, чтобы максимально эффективно выполнять какое-либо действие. Мы как бы отсекаем всё ненужное и видим главное. Внимание — это плотный сфокусированный луч, а TuSion помогает рассеять этот свет и воспринять много других интересных деталей. Есть такое направление в современном искусстве, которое зародилось в 1960-х гг, называется Perception Art — искусство восприятия. Это особое направление, которое как раз—таки играет с нашим восприятием. Кстати, с этого и началась наша работа, когда мы подумали, что было бы интересно сделать это искусство интерактивным, и связать наш мозг напрямую с тем, что мы видим. Грубо говоря, искусство восприятия — это омская птица из старых мемов, которая, если на нее долго смотреть, начинает двигаться.

img_6562

Если вспомнить актуальные выставки Петербурга, то максимально играет с восприятием выставка «Теория Поля» в Центре МАРС. В частности, инсталляция «Чёрный шум», созданная коллективом медиахудожников TUNDRA.

«Чёрный шум» — очень тревожное произведение. Низкий и напряжённый звук, огромное искажающееся пространство размером во всю стену — все это держит тебя в сильном волнении, как, например, при просмотре фильмов Дэвида Линча. «Чёрный шум» играет на дискомфорте и восприятии темноты — нельзя присесть и расслабиться. В темноте наши ощущения усиливаются, а визуальный образ на экране за счёт такой концентрации становится более осязаемым. Довольно длительное время на экране мельтешит белый шум, как в телевизоре, однако потом этот «шум» начинает изгибаться, что совершенно ломает мозг. Трёхмерный эффект заставляет поверить, что щупальца из помех тянутся к тебе. Затем помехи сменяются геометрическими фигурами, которые летят в пространстве, напоминая фантастическую сцену из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея», где главный герой Дэйв летит в скафандре сквозь пространство и время в окружении бесконечных неоновых полос. На мой взгляд, «Чёрный шум» является наиболее атмосферной работой на выставке «Теория поля».

Если подсоединить TuSion к инсталляции «Чёрный шум», можно было бы создать то, что ты хочешь или не хочешь. Что твой мозг захочет.

Наима: Картина — это не то, что ты видишь. Картина или произведение — это то, что нужно увидеть. Мне очень нравится, что искусство более реально, чем действительность. Я говорю о том, что есть видимая вещь, а есть то, что лежит в фундаменте. Интересно как раз увидеть то, что находится в фундаменте. Мы можем развить способность видеть невидимое с помощью правильно сконструированных сменяющихся образов, которые зависят от того, что и как ты делаешь.

Благодаря тонко настроенному восприятию ты можешь увидеть много нового, а открытие нового всегда вызывает у нас приятные чувства. TuSion даст вам возможность узнать новое о технике работы с вашим мозгом, что вы можете применять в повседневной жизни. Скажем, художники уже могут иначе подходить к созданию произведения, зная, как его будут воспринимать зрители.

geometric-abstract-painting-composition-43-bryce-hudson-30x40-2014Bryce Hudson

Есть объект, есть субъект, есть мысль…

Яна: Есть пространство между ними… Кстати, да, думаю, что мысль — это и есть пространство между объектом и субъектом, если мы сейчас говорим о восприятии искусства.

Наима: Я считаю, что это важно — начать возвращать человека к нему самому в форме таких регулярных практик работы над собой с помощью нейрогаджетов. На мой взгляд, это раскроет многие ресурсы человечества. Люди станут больше развиваться и меньше подчиняться.

Яна: У нас такая реабилитация субъекта происходит. Расширение картезианской концепции «Мыслю, следовательно, существую».

Наима: Кстати, «Мыслю, следовательно, существую» — это как раз про наш проект. Мысли мы пока не можем отловить, но факт этой мысли можем использовать для развития восприятия.

Беседовал Влад Чертыков

Видео интервью в формате 360 градусов