Московский Центр МАРС наконец-то добрался и до Петербурга, открыв на Невском проспекте собственный филиал. Теперь нет необходимости ездить в столицу, чтобы быть в курсе развития российского и мирового аудиовизуального искусства и окунуться в мультимедийное пространство.
Первой выставкой петербургского филиала стал мультимедиа проект «Теория поля», на котором представлены digital-инсталляции, созданные художниками из России, Франции и Турции. Название выставки отсылает к одноименному разделу физики, где описываются невидимые силы, формирующие так называемые поля, которые пронизывают и связывают между собой всё в окружающем нас пространстве. Как говорят организаторы выставки, «Теория поля» — это художественная попытка воссоздать всепоглощающий поток, направленный на зрителя, и, одновременно, зависящий от него. Представленные digital-инсталляции полностью окружают зрителя оптико-звуковыми полями: некоторые из них меняют свой облик в диалоге со зрителем, другие можно наблюдать в трехмерном пространстве.
Tundra. BLACK NOISE
Участники проекта, художник Максим Свищёв и музыкант Андрей Свибович, подробно рассказали журналу «Лампа» о своей совместной работе, представленной на выставке, о причинах популярности медийного искусства и о трудностях этого вида искусства в России.
— Андрей, расскажите о вашей совместной работе с Максимом Свищёвым What Hide The Voice, которая представлена на выставке «Теория поля».
— На русский язык название работы переводится как «Что скрывает голос». Как-то в студии я записывал семпл голоса, и неожиданно программа немного затормозила запись, она получилась с небольшим искажением, которое я нашел для себя интересными. Начал манипулировать записью и в итоге получил достаточно много интересных и богатых по форме и фактуре звуков, решил попробовать сделать музыку только из голоса. Начал пересчитывать семплы, звуки, обрабатывать запись эффектами, растягивать по времени, после чего получил какое-то количество художественных текстур и звуковых массивов, которыми мог оперировать для создания произведения. Так я написал несколько композиций, которые были созданы только из голоса. Дал послушать записи другу и партнеру Максиму Свищёву, он предложил сделать аудиовизуальную инсталляцию.
Максим Свищёв и Андрей Свибович.WHAT HIDE THE VOICE
— Какая у инсталляции концепция?
— Когда к работе подключился Максим, появилась концепция, начало рождаться название. Концепция не была придумана, это не было тем, что приснилось во сне, это просто естественный процесс, поиск творчества. Это попытка через призму голоса раскрыть какие-то другие тембры и звуки, которые нас окружают.
Хотелось бы, чтобы мы больше прислушивались к самим себе, к своему внутреннему голосу. Я обычно не даю этой метасноски, мне бы хотелось, чтобы люди сами это понимали, что не нужно искать в циферках и нулях и в воздействии эффекта смысла. Смысл в каждом из нас. Наверное, это та работа, которая сделана умышленно только из голоса, потому что наш внутренний голос гораздо важнее, чем то, что мы приобретаем из внешней среды, путем воспитания или получения образования.
— У меня появились ассоциации с космической тематикой. Они имеют место быть?
— Да, конечно, это был один из этапов создания работы. Тембр человеческого голоса занимает не весь диапазон, который мы слышим, но по своей природе является очень органичным для человека, как на эмоциональном уровне, так и на резонансном. Априори он является лечебным. У меня была идея в тембрах голоса раскрыть все звуки вселенной, которая окружает нас. Наш внутренний голос — это не что-то рациональное, что мы можем увидеть и пощупать, это вселенские законы, которые управляют всеми нами. Чем мы больше прислушиваемся к своему внутреннему, тем больше мы понимаем природу глобального мира и космоса.
— В вашей работе вовлеченность самого зрителя имеет важную роль?
— На мой взгляд, наша работа — это не современное искусство, она больше свободна от этих противопоставлений художник — зритель. Мы осознанно не делали интерактива в работе, чтобы не было аттракциона. Кто-то может насладиться только художественным эффектом, а кто-то может обратить внимание на свой метасмысл. Работа создавалась просто из внутреннего желания. Мы не продумывали, как она будет работать на публику. Хотелось просто создать что-то прекрасное и не ограничивающее само себя.
Максим Свищёв и Андрей Свибович.WHAT HIDE THE VOICE
О визуальной составляющей проекта рассказал художник Максим Свищёв.
— Я услышал звук и захотел его визуализировать, отобразить. У меня возникло желание сделать проекцию на потолок, чтобы зритель смотрел именно наверх. Когда поднимаешь голову и смотришь наверх, немного искажается восприятие. По сути, неважно, куда проецировать, стенка или потолок, либо пол, но именно от поднятия головы почему-то меняется восприятие. Была такая внутренняя потребность. Само изображение возникло спонтанно, следуя за звуком, особой концепции не было.
— Как всё устроено с технической точки зрения?
— На самом деле, технически это достаточно простая работа. В ней нет новомодных интерактивов, генеративной графики, реагирования на звук. Работа достаточно выверенная, это анимация в 3d графике. Для меня очень важно послевкусие работы, когда у зрителя после просмотра остается какое-то зерно внутри, которое прорастает, он не может это осознать, но ощущает это. У меня было желание передать некое состояние, а не какой-то визуальный эффект.
— Как бы Вы могли объяснить сегодняшнюю популярностью медийного искусства?
— Это следование времени, потребность времени, ощущение и восприятие пространства и времени. Одна из причин — такое искусство сильно воздействует непосредственно в данный момент, очень редко заставляет зрителей погружаться и думать, что мы разучились делать. С одной стороны, это очень интересное и перспективное направление, но с другой стороны, оно во многом отражает нашу атрофированность восприятия. У людей есть желание, чтобы были и звуки, и изображение, и свет, всё вместе, еще и интерактив. Отчасти это развлечение. Затронуты все спектры восприятия человека, поэтому это одно из самых мощно воздействующих на сегодня художественных средств.
Curiosity Media Lab.ROSE OF THE WORLD
— Многие посетители, наверное, могут увидеть некое сходство между инсталляциями на выставке «Теория поля» и проектом «Ожившие полотна», но это очень разные проекты. В чем разница?
— Сравнивать их можно только по причине того, что у нас больше нечего смотреть в России, и аналогов у центра «МАРС» нет, поэтому сравнивают с тем, что есть. Я бы сравнивал выставку «Теория поля» с международными фестивалями, которые есть в мире, но никак не с полотнами Ваг Гога, потому это сугубо коммерческий проект и близко не стоит по концепции и подходу с проектами центра «МАРС». Работы на «Теории поля» в основном сделаны отечественными авторами, это всё художники, которые связаны не с коммерческими проектами, а с творческой самореализацией. По сути, они выражают себя через новый язык.
— Как давно Вы сотрудничаете с Андреем Свибовичем?
— Уже больше трех лет. Андрей позвал меня преподавать анимацию в свою школу, тогда она называлась «Культура звука». Начали общаться и пришли к выводу, что нужно создать «Медиакультуру». Мы работали над школой, над различными выставками, в частности, в центре «МАРС», над художественными работами, участвовали в таких фестивалях, как HPL и Mediaspank.
Tundra. BLACK NOISE
— Российские медиахудожники известны за границей гораздо больше, чем в России. Почему так получается? У нас есть некая проблема с донесением такого искусства до публики?
— Здесь стоит вернуться к «Ожившим полотнам». Зритель в общей массе может сравнивать инсталляции центра «МАРС» только с этим проектом, потому что ничего другого не происходит. Да, большинство авторов, которые представлены на выставках «МАРСа», участвуют в топовых мировых фестивалях, известны за рубежом, создают интернациональные работы. Сложность в том, что у нас не проводится мероприятий в художественном ключе, связанных с этим направлением. Всё упирается в финансы, сложности с оборудованием. К сожалению, мы крутимся в разных около близких форматах.
Один из близких форматов — это фестивали, которые находят некую нишу, смесь массового скопления людей и масштабных выставок. Если говорить о больших инсталляциях в ангарах, то у организаторов есть возможность оплатить аренду только за пару дней. В формате выставок современного искусства это вообще невозможно сделать. Поэтому зачастую медиахудожники могут представить свои работы только в формате фестиваля, когда человек гуляет, отдыхает, танцует, слушает музыку и смотрит искусство.
С одной стороны, это как-то ужасно, с другой — это абсолютное отражение времени, уже нереально по-другому. Наверное, это нужно рассматривать как данность и искать форму донесения каких-то глубоких историй. Сейчас идет зарождение формата, галереи уже, в принципе, отмирают как явление, они не могут погрузить зрителя в атмосферу. Современное искусство не может потянуть те бюджеты, которые тянет «МАРС» с точки зрения технологий, это запредельные суммы. Поэтому формируется совершенно новый формат.
Curiosity Media Lab.ROSE OF THE WORLD
— Могут ли медиахудожники заработать своим искусством?
— Нужно понимать, что в России абсолютно нет монетизации этого искусства как продукта. Медиахудожникам платят за участие в выставках, по сути, берут их работы на прокат, но с точки зрения покупки итоговой вещи, в России этого не существует. За границей всё наоборот.
У нас не сформировался рынок современного искусства, о рынке медиаискусства даже нечего говорить. Хорошо, что есть центр «МАРС», это мощная точка. Хочется, чтобы появлялись еще такие проекты, чтобы они конкурировали, возникал спор и потребность улучшать качество продукта. Главное, чтобы на фоне этого возникли альтернативные площадки, которые не будут иметь потребности зарабатывать на входе, а будут просто экспериментировать и выражать потребность художников. Слава богу, сегодня в России уже есть некое медиа сообщество, оно достаточно мощное. Оно полно горящих молодых людей, которые занимаются современным звуком, изображением, которые готовы самозабвенно экспериментировать и выражать себя. Но нужно место и финансирование. Очень важно, что появился зритель, потому что без него ничего не будет происходить. Надеюсь, что всё вместе это сейчас сложится, и мы будем смотреть на некий спектр, а не на точечные обособленные вещи.
Российское медиа искусство на выставке «Теория поля» также представлено инсталляциями творческого коллектива Tundra, лаборатории медиа-экспериментов на базе центра МАРС Сuriosity Media Lab, студии Stain и художника Дмитрия Морозова в (::vtol::).
Tundra. BLACK NOISE
Масштабная инсталляция Black Noise коллектива Tundra воссоздает на визуальном уровне черный шум. Зритель оказывается в объемном пространстве, где мимо него в разных плоскостях проносятся потоки цифровых помех. Сuriosity Media Lab создала полнокупольную инсталляцию по мотивам известного философского произведения Даниила Андреева «Роза Мира». Художники визуализировали многослойность вселенной и иную реальность, лежащую за пределами материального мира. Инсталляция полностью обволакивает зрителя и создает ощущение всецелого заполнения окружающего пространства.
Stain.MIMPI
В интерактивной аудиовизуальной инсталляции MIMPI от студии Stain абстрактное изображение могут менять сами зрители с помощью движения смартфонов. В зависимости от наклона и движения гаджета инсталляция окрашивается в разные цвета. В инсталляции TIMEÉ французского медиа-художника Guillaume Marmin на зрителя в полной темноте направлены несколько сотен тонких световых лучей, меняющих свое направление и интенсивность. Ты не только видишь объемность лучей света, но и ощущаешь их, как будто свет проходит сквозь тебя. Испытываемые ощущения передать достаточно сложно, это нужно почувствовать самому.
Guillaume Marmin.TIMEÉ
Петербургский филиал Центра МАРС находится по адресу Невский проспект, 48, «Пассаж». Выставка «Теория поля» продлится до 10 марта 2017 года.
Текст: Смирнова Даша
Фото:Смирнова Даша, http://centermars.com/