В мире, где буквально каждая вещь утилитарного назначения маркирована надписью «мейд ин чайна», не совсем понятно, что такое китайское искусство. Для нас существует либо Ай Вэйвэй, пляшущий под Gangnam Style, либо то, что называется официальной версией. Выставка «Китайская армия», открывшаяся в центральном выставочном зале «Манеж», вряд ли поможет понять реальное положение дел в современном китайском искусстве, но посетить ее стоит.
Во-первых, нужно сделать оговорку и сразу добавить, что и художники не просто современные, а военные современные художники, то есть те,что закончили Институт искусств Народно-освободительной армии Китая. В их произведениях мы не увидим ничего, кроме будней китайской армии. Минимум критики, традиционные мотивы и следование западным тенденциям в современном искусстве — то искусство, которое поддерживает официальное правительство.
Экспозиция выставки делится на два этажа и строится таким образом, чтобы соотнести зрителя с пониманием глубокой историчности китайского искусства. Нижний этаж — это напоминание об археологических раскопках окрестностей Сианя. Здесь погруженные в полумрак копии знаменитых терракотовых воинов «охраняют» работы современных авторов. В этом есть что-то символичное, ведь эти терракотовые статуи воспринимаются куда более реально, чем персонажи с картин выпускников Института НОАК. В них есть подлинность.
На втором этаже распределенные по тематическим группам картины висят на больших щитах, сколоченных из грубых досок, окрашенных в зеленый маскировочный цвет. Здесь мы видим, как китайский счастливый солдат отрабатывает боевые навыки, учится, отдыхает. Китайский солдат силен и дисциплинирован, неприхотлив и сдержан, он универсален. Тело солдата лишено функции социальных характеристик. Телесность десексуализированна. Атлетические тела воплощают собой аллегорию бессмертия. Подобное ощущение приходит, когда смотришь на работы эпохи советского социалистического реализма. К слову, в подсознании и всплывают ассоциации с Дейнекой, Пластовым, Лабасом. Весь этот живописный массив работает на прославление военной институции Китая, заново творя мифологизированную историю страны.
Интересно смотреть на работы, которые выполнены в традиционной технике. Конечно, их сюжет не обходит стороной военную тематику, но здесь она перекликается с классическими сюжетами. Так, закамуфлированный солдат здесь теряется среди цветущей сливы, становится частью ландшафта.Но не только на опыт соцреализма в своих работах опираются художники военной академии. Насаждаемая правительством эстетика агитпропа в сюжетах некоторых картин смешивается с китчевой чувственностью американского поп-арта. Некоторые полотна выглядят очень абстрактными, а где-то чувствуется влияние опыта импрессионистов.
По словам куратора выставки Семена Михайловского, ректора Санкт-Петербургской Академии Художеств, это уникальная выставка для нашего города, участники никогда не показывали свои произведения за пределами Китая. Рассматривая работы на выставке, понимаешь, почему: они не очень интересны западному зрителю. Большинство из них — саркастическая пародия на ценности западного искусства. Хотя, именно очевидность подмены новизны техническим разнообразием все-таки говорит о включенности китайских художников в контекст современной культуры.
В выставке приняли участие более сорока художников: Лю Давэй, Ли Сян, Ся Хэшэн, Ван Цзешан, Гун Ли и другие. Больше перечислять не имеет смысла, так как их имена нам все равно ничего не скажут. А, может, ничего не скажут даже их соотечественникам. Но это и не важно, зато их имена уже точно вписаны в историю. Государство покупает работы, они идут в фонды и в музеи. Это обеспечивает фиксацию образа эпохи в истории, а вместе с ней и имена тех, кто создает образ.
Выставка «Китайская армия» продлится до 10 февраля.
Текст,фото: Кочурова Елена