С третьего февраля, в музее Фаберже на Фонтанке, начала работу выставка произведений знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. До 30 апреля жители и гости Петербурга смогут увидеть наиболее полное собрание её произведений. Картины были доставлены в Петербург из 4 разных мест. По словам директора музея Фаберже Владимира Воронченко, была проделана тяжелейшая работа по собранию произведений в одном месте. Музей Фаберже собрал всё, что можно перемещать по миру. Дело в том, что большая часть наследия художницы — живопись, графика, архивные материалы — находится в Фонде Кало/Ривера, организованном мужем Фриды после её смерти в 1954 году. Согласно уставу Фонда, все его экспонаты не подлежат перемещению — даже в пределах Мехико. Единственная крупная коллекция живописи и графики Фриды, которая может быть показана за рубежом — это собрание музея Долорес Олмедо. Из-за большого спроса на экспонаты, и их малого числа эти материалы считаются труднодоступными, но именно они составляют самые крупные ретроспективы Фриды Кало за пределами Мексики. Эти работы помогают увидеть настоящую Фриду. 35 работ, включающие живопись, графику и литографию, а также более 100 фотографий, которые расскажут о жизни художницы. Жизни, которая стала не просто опытом , она стала самой сутью работ. Фрида Кало с её особым взглядом и местом в культуре позволяет увидеть, каким может быть женское искусство. Как женщина может видеть мир.
Биографию Фриды очень трудно читать без слёз. Ведь жизнь не щадила её с самого рождения. 6 июля 1907 года Магдалена Кармен Фрида Кало родилась в Мехико, в семье Гильермо Кало и Матильды Кальдерон. Уже в возрасте 6 лет маленькая Фрида перенесла полиомиелит, последствием которого стало иссушение правой ноги, в результате чего она стала короче левой. Физическая неполноценность очень сильно повлияет на творчество Фриды в дальнейшем.
Движение эмансипации только набирало свои обороты, и в 20 годы женщинам было всё ещё трудно получать образование на ряду с мужчинами. Но Фриде повезло, и в 1922 году она поступила в национальную подготовительную школу, где входила в число тридцати пяти девочек из двух тысяч учеников. Спустя три года случилась страшная авария. Автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Девушка получила переломы позвоночника, таза, правой ноги, а также многочисленные вывихи. Металлические перила проткнули ей живот, и она чудом выжила. Перелом таза, в последствии не позволит Фриде иметь детей. Страшная авария потребовала реабилитации длинной в целый год. Фрида перенесла более 30 операций. В это время её отец, Гильермо Кало, чтобы помочь дочери справится с трудностями, соорудил для неё специальный подрамник и прикрепил на него зеркало. Фрида начала рисовать. Первыми её работами стали автопортреты и так называемые ретабло. Это популярный в Мексике жанр, который изображает трагическое происшествие, и святого заступника — спасителя. Но только отличие работ Фриды в том, что спасителя не было. Она изображает себя. Брошенная, одинокая в своём отчаянии, оставленная самим богом, и совершенно беспомощная перед лицом судьбы.
Фрида рисовала не только чтобы справится с трудностями. В последствии художница будет говорить, что живопись помогает ей познать себя, увидеть свой микрокосм, и в процессе открыть свой внутренний мир. И первые автопортреты рассказывали о боли, отчаянии, надежде и любви. Спустя годы, может показаться, что Фрида была невероятным сгустком боли и страданий, и это вполне могло её сломать, если бы не любовь и надежда. Два эти слова одинаково могут быть правдивы и ложны, но, тем не менее, они помогали Фриде жить, а это главное. И любовь не обошла её стороной. Фрида влюбилась в Диего Риверу. Она прониклась любовью к человеку на 20 лет старше нее. Диего был не самым надёжным человеком. История сохранила память о нём как о неоднозначной личности. Он, безусловно был талантливым, но вместе с тем был страшным бабником и лгуном, отчего Фрида в последствии страдала в семейной жизни. Диего перевернул её жизнь. И спустя два года они поженились. Муж станет одной из трёх главных тем в работах Фриды, наряду с инвалидностью и невозможностью иметь детей, после выкидыша в 1934 году.
За менее чем 10 лет, с 1934 по 1941 год, Фрида потеряла родителей, сделала вынужденный аборт и развелась с мужем, за которого потом снова вышла замуж. Но в это же время, в галерее Джулиена Леви в Нью-Йорке прошла её первая персональная выставка, где были показаны двадцать одно произведение. В 1946 году, Фрида получает национальную художественную премию за картину «Моисей», что даёт ей официальное признание.
Здоровье Фриды стремительно ухудшается к 1950 году. Ей сделали семь операций на позвоночнике, и занесли внутрь инфекцию, которая оставила её в больнице ещё на девять месяцев. В 1953 году Фриде ампутируют многострадальную иссохшую правую ногу до колена. Через год она снова попадает в больницу с пневмонией. И всё это время Фрида страдает, чтобы справится и забыться, она употребляет наркотики и алкоголь. Это очень сильно влияет на характер и стиль её последних работ, вплоть до смерти Фриды 2 июля 1954 года.
Фрида Кало стала не только одной из немногих женщин — живописцев в мировой истории искусства, но и национальным достоянием Мексики. Однако, за всеми этими громкими словами стоит хрупкая телом, но сильная духом женщина, которая своими работами рассказывает себя. Рассказывает с помощью своих символов, которые она заимствует и наделяет смыслами. Например, Фрида говорила о том, что значат для неё различные цвета:
Зелёный — хороший, тёплый свет.
Жёлтый — безумие, страх, болезнь. Часть солнца и радости.
Кобальтовый — электричество и теплота.
Красный — ? Кровь… кто знает?
Фрида стремилась транслировать эмоции, обращалась к внутренней реальности. Это сближало её с сюрреалистами, в узкий круг которых она входила в Мехико. Однако, сама она отрицала свою принадлежность к их движению. Фрида пыталась осмыслить себя и свои чувства. Её символы при этом становились средствами самопознания, в отличии от сюрреалистов, которые стремились абстрагироваться от рационального и рисовать сны, фантазии.
Символы Фриды, наряду с самопознанием, заставляли её задумываться над устройством мира, и ещё больше себя самой. В связи с этим вопросы жизни были для неё очень насущными. Фрида не могла создать жизнь, но отношение к женщине, как животворящему сосуду прослеживается в её работах. Например, в работе «Сон, или Онирический автопортрет», Фрида изображает сад и себя с Диего, как цветы, дающие начало жизни. Другую жизнь, которую Фрида не может себе позволить. Но её муж Диего не стремился сделать жизнь супруги легче. Он предал Фриду, когда закрутил роман с Кристиной Кало — младшей и любимой сестрой Фриды. Это было очень большой болью для художницы. Фрида была оскорблена, унижена и опозорена. Это событие перекликается с одной из её работ. Картина «несколько царапин» была написана после репортажа в газете, где муж убил жену из-за ревности. Оправдываясь на суде, он сказал «всего-то несколько царапин!» На картине образ мужа — убийцы списан с Диего, для которого роман с Кристиной был лишь одним из немногих ничего не значащих интрижек. Подумаешь, всего лишь несколько царапин.
Изуродованная жизнь Фриды ярко представлена в её самой знаменитой работе «Сломанная колонна». Где в расщелине её тела стоит потрескавшаяся колонна, а тело стянуто железными лентами корсета, который Фриде нужно было носить во время реабилитации. Эта картина, как квинтэссенция боли и страданий ею перенесенных. Но в тоже время — это выражение её силы и стойкости. Лицо Фриды на этой картине не выражает боль, оно спокойно и невозмутимо, даже не смотря на торчащие из тела гвозди, которые символизируют не только боль физическую, но и душевную.
Гвозди часто встречаются в картинах Фриды не только из-за боли. Есть такое испанское выражение «estar clavado» — быть обманутым. И это очень интересно сочетается с другими образами. Например, на знаменитом автопортрете с обезьянкой, боль от обмана стоит рядом с образом друга — обезьянкой, что в отличии от европейской художественной традиции означает беззаветно преданную дружбу. Обезьянка была заместителем ребёнка, которой у Фриды, не смотря на отчаянное желание, никогда не было.
Но все эти страдания, которыми с избытком была полна жизнь Фриды, не была напрасна. Она показала искусство, которое рассказывает про лишения и жизнь. Как важна сама жизнь и возможность её создавать. Ценность редких моментов счастья. Фрида показала, как не терять надежду даже перед лицом смерти. Как важно любить, чтобы жить. Работы Фриды рассказывают о вечном, и останутся актуальными на протяжении очень долго времени. И на протяжении всего этого времени, сосредоточенный и осмысленный взгляд на её работы может подарить вам слёзы, улыбку и самое главное — силу чтобы найти ответы для себя.
Автор статьи: Влад Чертыков.