Центр Современного искусства имени Сергея Курёхина с размахом отметил свое десятилетие, умело перенеся всех гостей вечера во времена «Поп-механики». Попутешествовать во времени смогли и журналисты журнала «Лампа».
«Когда-то здесь был кинотеатр «Прибой», и я пришла сюда работать еще директором кинотеатра. Все смеялись надо мной, но я говорила, что мы сделаем из него центр современного искусства. Мы таки сделали и присвоили ему имя Сергея Курёхина. За десять лет, конечно, было сделано немало, гораздо больше, чем планировалось. Сделано шесть международных фестивалей (крупнейшие из них SKIF, «Электро-Механика» и «ЭтноМеханика» — прим. ред.), мы создали премию в области современного искусства имени Сергея Курехина и положили начало большому музею современного искусства», — рассказала художественный руководитель Центра Анастасия Курёхина.
I отделение
Торжественных речей было немного. Несмотря на солидную дату и важность события, главным действующим лицом всё же была музыка Сергея Курёхина, которую на протяжении почти двух часов играли музыканты, не менее выдающиеся, чем автор музыки. Среди них участники ансамбля 4’33, эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио, Екатерина Кичигина и музыканты, работающие с Сергеем Курёхиным в группе «Поп-механика» долгое время, а именно Вячеслав Гайворонский (труба), Владимир Волков (контрабас), Сергей Летов (саксофон). Руководил всеми темпераментный музыкант и дирижер Алексей Айги.
Музыканты исполнили композиции Сергея Курёхина «Донна Анна», «Последняя пьеса», «Мистики», «Тибетское танго» и многие другие. Быть может, концерт отличался от концертов «Поп-механики», однако можно с уверенностью сказать, что это было не менее интересно, живо и мощно. Это было самое настоящее шоу, спектакль. Одновременно лиричную и энергичную музыку Курёхина дополняли видеоинсталяции Олега Михайлова, которые проецировались на конструкции из деревянных балок, установленные на сцене и перед ней. В такт музыки геометрические конструкции меняли цвет, который плавно скользил по балкам, либо пульсировал.
Одновременно с этим на трех стенах проецировались цитаты Сергея Курёхина, его мысли и высказывания о музыке, политике, культуре и «Поп-механике». И даже если вы ничего не знали о Курёхине и его творчестве, то в течение концерта можно было узнать и теоретическую часть его музыки, и услышать всё на практике.
Сергей Курёхин горячо любил играть джаз, рок и классическую музыку одновременно, совмещая в себе трех человек.
«Поначалу играть три музыки было тяжело, но постепенно я начал привыкать; где-то в 70-е годы я настолько к этому привык, что чувствовал себя уже совершенно спокойно; но с людьми мне было неинтересно играть джаз, классическую музыку или рок. Играешь одно —думаешь о другом. Играешь Моцарта — не хватает джаза, и так далее. Так я и играл: переиграл практически со всеми рок-группами Ленинграда, практически со всеми джазменами, кроме традиционных, которые меня ненавидели, и с классическими музыкантами, которые, впрочем, меня вообще не воспринимали», — писал Курёхин в «Морфологии Популярной механики».
Цитаты из этой работы Курёхина отображались на стенах во время концерта. Цитаты складывались из падающих и пляшущих букв, обрывков фраз. Полностью текст отображался уже ближе к концу композиции, но в течение её исполнения можно было разобрать всё больше и больше фраз. Получалось, что с развитием самой композиции приходило и понимание того, что Сергей вкладывал в каждую свою мелодию.
«Адекватность всем культурам выразилась, наконец, в том, что я перестал быть адекватным всем им. Я не мог больше сосуществовать ни с одной средой. Джазмены считали меня рок-музыкантом, рок-музыканты считали меня джазменом, а классические музыканты просто считали меня м******. Поп-механика и стала прямым выражением моих представлений о том, о другом, и о третьем. Мне не важна была внутренняя морфология каждого из этих явлений, мне важно было только их взаимодействие. В «Поп-механике» мое дело — вносить в одно элементы другого. Это — чистая форма собственного представления, собственного мышления. <…> От рок-музыки я брал ритмическую секцию, забойность; от джаза я брал целые куски типа Каунта Бейси и накладывал на музыку типа «Статус Кво». Плюс наслаивалось что-то еще», — объяснял свою музыку со стен Центра современного искусства Сергей Курёхин.
И все эти слова на практике отображались на сцене: и яркие соло гитариста, и классические скрипичные партии, и виртуозная игра саксофонистов, и даже оперное пение. Сложно представить, как такая разная музыка может совмещаться, и периодически всё походило на некую какофонию, но хуже от этого не становилось.
В конце программы на экранах появились кадры из театральных композиций и концертов, где принимал участие Сергей Курёхин. И, пожалуй, почти у всех сидящих в зале появилось ощущение, что Сергей тоже присутствует на концерте, как бы невозможно это не было.
II отделение
После выступления под управлением Алексея Айги большая часть зрителей разошлась по домам, и их можно понять. Не хотелось нарушать душевную гармонию, которую создали музыканты.
Однако некоторые сходили в буфет, подкрепились и погрузились совсем в иную атмосферу, созданную группами «НОМ» и «Странные игры». Первая группа исполнила всего одну песню, зато какую! Она называлась «Гнидой не будь!» и призывала к доброму и разумному, хоть и один из лидеров группы был с бородой, в чалме и со стилизованным автоматом. А под музыку «Странных игр» даже начались танцы.
Начало нового музея современного искусства
К 10-летию Центра современного искусства имени Сергея Курёхина была приурочена и выставка «По следам «Поп-механики» 2», которая положила начало будущему музею современного искусства. Музей будет большим и разместится в обновленном Центре, но уже сейчас он насчитывает более 70 арт-объектов.
Свои работы музею пожертвовали почти 50 авторов. В коллекцию вошли работы не только российских художников. Например, Анастасия Курёхина отдала сюда произведения Энди Уорхола и Ребекки Хорн, которые были подарены Курёхину, а также редкие архивные материалы, афиши, фотографии, пластинки.
В будущем музее будет и интернет-телевизионная студия, и медиатека, и залы для панорамного видео. В самом же Центре разместится трансформирующаяся концертная площадка. Осталось только подождать два года, которые Центр будет на реконструкции.
Это будет масштабная реконструкция, здание ЦСИ имени Сергея Курёхина будет иметь иной облик, однако сомнений, что удивительная атмосфера этого места пропадет, нет. Руководство Центра даже пообещало сохранить советские стулья, которые остались здесь еще со времен работы кинотеатра.
Автор статьи: Смирнова Дарья
Автор фотографий: Влад Чертыков