В государственном центре современного искусства в Москве, завершилась выставка «Удел человеческий». По замыслу художественного руководителя проекта Виктора Мизиано, это первая сессия целой серии экспозиций, посвящённых осмыслению места человека в современном мире. После первой сессии до 2018 года пройдут ещё 6 сессий, каждая из которых будет освещать свой конкретный вопрос.
«Удел человеческий» отсылает к одноименной книге Ханны Арендт. В ней она говорит о том, как остаться человеком перед лицом истории. Ведь последние сто лет стали очень драматичными для всей нашей цивилизации. Это непростое время поглотило людей в своих бесконечных войнах и политических играх, и сейчас для культуры, как никогда актуально снова найти место для человека в новом мире. Переосмыслить его существование. Как в процессе стабилизации, когда система под жёсткими внешними ударами стремиться прийти в равновесие.
Задача 1-й сессии – показать, как новые идеи гуманизма стремятся уйти от антропоцентризма, когда человек считает себя выше всего, где он — мерило всех процессов, где мир для него. Первая сессия, как бы показывает, что человек тесно вплетён в систему природных связей, и во многом подражает природе. Как сказал Виктор Мезиано в одном из интервью, тема выставки пересекается с общей идеей постгуманизма, который уравнивает разные виды жизни и явлений.
Непосредственно в соответствии с основной идеей выставки производился и отбор художников для экспозиции. Почти все участники сессии, в своём творческом пути осознали искусство, как лишённую различий и жанров форму познания. Их творчество, прежде всего для них самих — это опыт исследования мира вокруг. Сочетание материалов живой и неживой природы даёт в результате привычные образы в качественно иной форме.
Кристиана Лёр (Германия). Кажется, что Кристиана Лёр следует в своем творчестве идее Мартина Хайдеггера о нерасторжимом единстве «жизни, мышления и строительства». Ее работы – миниатюрные композиции из растений (она их называет «скульптурами») и орнаментальные нитяные плетения (их она именует «инсталляциями»), как и ее разноформатные рисунки, подобны неким конструктивным моделям.
«Бесконечный конус из волос/ гексагон, пентаэдр», 2014
Однако «строительство» Лёр не выходит за пределы ее повседневной практики. Растения для своих «скульптур» – стебли с розетками чертополоха и одуванчика, семена тополя и репейника и т.п. – она находит в окрестностях своего дома во время длительных отдохновенных прогулок. В своих работах Кристина просто показывает молчаливую красоту и простоту природы. Её скульптуры, сделанные из найденных на земле Тасканы природных материалов, совмещены по архитектурным принципам, где всё пребывает в своём равновесии. Это дает ощущение лёгкости конструкции, но в тоже время и понимание, что эта лёгкость достигнута невероятными трудами.
Элизабетта Ди Маджио. Венеция – город, где живет Элизабетта Ди Маджио, лишенный земной тверди, традиционных улиц, скверов и парков, являет собой пример чистого урбанизма, градостроительного артефакта. Но в то же самое время город Венеция, захваченный водной стихией, более чем какой-либо иной, находится в постоянной связи с природой, более того, зависит от ее прихотей и угроз – от приливов и отливов, влаги и зноя. А потому, с одной стороны, Венеция живет в согласии с природными ритмами, а, с другой, возникла и выжила благодаря человеческой способности постигать законы природы. Не случайно именно в Венето, в Падуе, возник первый в Европе Ботанический сад и именно там Ди Маджио позаимствовала три гигантских водных лилии для своей композиции «Виктория».
«Виктория 1, 2, 3», 2013
Кропотливой работой скальпеля она удалила листовую плоть, оставив только жилки водопитания, выявив таким образом в них структуру поддержания жизни. Поразительно, что раскрытая художницей в этой и других работах (таких как «Плющ», 2012; «Без названия», 2007) структура жизнеобеспечения растений, оказывается визуально близка урбанистической структуре города. Оказывается, что социальное и природное управляются общими жизненными законами и стихиями. Хрупкая красота работ Ди Маджио показывает нам удивительное очарование нашего мира, которое можно увидеть более полно, только если остановить движение ему присущее. Это ясно видно на одной из её работ, в которой на огромном куске ткани показаны долго и кропотливо вырезавшиеся планы городов, соседствующие с органическими формами клеток, сопоставив которые, можно убедиться в подобности живого и неживого.
Алмагуль Менлибаева (Казахстан). Алмагуль Менлибаева принадлежит к первому постсоветскому поколению казахских художников. Все они, войдя в искусство в начале 1990-х, столкнулись с проблемой идентичности. Найти ответы на эти вопросы Альмагуль постаралась в древних культах, которые проходили через территорию Казахстана. Тенгерианство, шаманизм, суфизм и многие другие. На основе этого она создавала свои мифы. Она старалась передать свои воззрения на сотворение всего сущего. Например, появление человека. Так она совместила живую природу и неживую электронику. Художница наделила интерфейсы смыслом женского и мужского начала, где VGA, USB, LAN и другие кабели, носят уже совершенно другое значение. В другой своей работе, с помощью сбитого войлока, художница показала звёздную систему, совместив дух самобытной Азии, и современную космическую науку. Тема сотворения космоса, с иронией раскрывается в её экспериментах с тем же войлоком и барабаном стиральной машины, где камера айфона запечатлела моменты, больше похожие на «Космическую Одиссею 2001» Стенли Кубрика, чем на иронию о женской доле, в представлении Альмагуль.
Кэти Хольтен (Ирландия), в своих работах занимается экосистемными исследованиями. С помощью рисунка, Кэти показывает, как меняются русла рек, как растут города, и находит сходства ночной стороны земли и далёкого космоса. Кэти всегда изучает место в котором находится, и тем самым превращает города в предмет своего искусства. В ходе своего путешествия в Канзас, который раньше был дном океана, она нашла залежи белого камня, которым в дальнейшем нарисовала цикл своих работ «Констелляция». По словам художницы, ей приятно осознавать, что она рисует материалом, на формирование которого ушли миллионы лет. «В этих работах, – говорит Кэти Хольтен, – я не смотрю за наши пределы, напротив, я обращаю взгляд на нас самих… Я пытаюсь пригласить зрителя осознать, насколько наш созданный людьми мир похож на мир «природный»… Он кажется природой, потому что он и есть природа – мы продолжаем быть частью природного мира».
Скопление», 2013 «Пространство бесконеччности», 2013
Аттила Чёргё, Венгрия. Творчество Аттилы Чёргё возвращает нас к давнему философскому спору реалистов и номиналистов. Первые, как известно, восходя к Платону, настаивали на существовании неких общих сущностей, первичных по отношению к частным проявлениям бытия. Вторые же, продолжая софистов, считали, что общего не существует: важны не сущности, а существование в его конкретных формах и проявлениях. Чёргё в своих работах постоянно обращается к базовым пластическим формам – сфере, кубу, пирамиде и т.п. Однако у него эти очевидные проявления общего лишены абсолютной самодостаточности. Они, как оказывается, могут быть производными друг от друга. К примеру, согласно подсчетам художника: «1 четырехгранник + 1 четырехгранник = 1 куб». Но, более того, оказывается, что не только конкретные вещи восходят к абсолютным формам, но и наоборот. К примеру, трехмерная сфера может быть создана за счет сворачивания спиральной плоскости, подобно тому, как собранная вновь полоска кожуры может восстановить трехмерный объем апельсина. Таким образом, не только сущности помогают нам систематизировать многообразие мира, но и опыт существования среди конкретных вещей помогает прийти к постижению общих понятий. Если признать, что общее и частное, сущность и существование суть базовые категории бытия, то искусство Аттилы Чёргё предстает инсценировкой диалектики этих понятий, их взаимных зависимостей и отношений.
Темы экспозиции первой сессии были подняты не раз в научном мире. Например, в книге Филиппа Десколя «За гранью природы и культуры», подвергнута сомнению давняя оппозиция природы и культуры. В ней автор приходит к определению понятия «натурализма», где человек и природа вокруг управляется теми же законами, что и всё во вселенной. Это наводит на мысли, что культура, которую человек так стремится воспроизвести с комфортом для себя, не так уж противопоставлена натуральной природе.
В целом работы, представленные на выставке, концептуально вытаскивают человека из скорлупы личности, его микрокосма, давая повод задуматься над взаимосвязью всего вокруг. От далёких звёзд и галактических скоплений, до городов и семян и более мелких микроскопических спор. Всё в целом работает примерно одинаково, по одним и тем же принципам. Может быть в физическом плане это не совсем верно, ведь макро и квантовый миры очень сильно различаются, но на обыденном уровне понимание сходства способно дать человеку пищу для размышлений. Натолкнуть на мысли, которые помогут ему сочетать индивидуализм западного человека, согласно которому мы мним себя если не богами, то всемогущими, с постгуманистическими идеями 21 века. Что достижение экологического баланса культуры и природы, это не просто абстрактные темы международных конференций, а одна из жизненно важных проблем, которая будет стоять перед человеком в следующие десятилетия, а то и века. «Удел человеческий» смог, по крайней мере для меня, показать мир в общем. Помог мне осознать взаимосвязь всего, что есть вокруг. Да, ещё в школе, на уроке биологии, нам говорили, что всё взаимосвязано, но тогда не хватало понимания осознать эту простую истину. Я уверен, что первая сессия, дала не только мне подобное осознание и это тем более прекрасно. «Удел человеческий» — капля в море всеобщего гуманитарного просвещения, но как сказал один из героев фильма «Облачный Атлас»: «Что есть океан, если не множество капель?»
Автор текста и фотографий: Влад Чертыков