Луиз Буржуа

Луиз Буржуа родилась 25 декабря 1911 года в Париже. В процессе становления личности, Луиз пережила события, оставившие у неё глубокие душевные травмы. Луиз видела измены отца с английской гувернанткой, жившей у них дома. Потом случилась смерть матери в 1932 году, и даже попытка самоубийства. Всё это привело Луиз к искусству, в котором она хотела забыться. В своих сохранившихся дневниках, Луиз изливала чувства гнева и страха, что наполняло её работы глубоким символизмом. Она создавала свои работы про себя и свой мир.

 Семь десятилетий творческого пути Луиз Буржуа отмечены особой самобытностью и узнаваемым стилем. Она создавала свои работы в модерне и постмодерне, и всё это вкупе делает её одной из самых значительных фигур в искусстве всего 20 века.

 После смерти матери в 1932 году, Луиз поступила в Сорбонну, где изучала философию и математику. В 1936 году занялась изучением изящных искусств в школе Лувра. Также ей были близки левые идеи коммунизма, в связи с чем она даже дважды посетила Россию в период с 1932 по 1934 год. В 1938 году Луиз познакомилась с американским искусствоведом Робертом Голдуотером, за которого позже вышла замуж и переехала в Нью-Йорк.

 В Америке Луиз начала заниматься скульптурой. Первым циклом работ, выполненных в её новом амплуа стала серия работ «Персоны», которые она в 1949 году выставила в виде пространственной инсталляции, на крыше многоквартирного здания, в котором жила с семьёй.

 Творчество Луиз требовало масштаба, и поэтому в мае 1980 года Луиз приобрела мастерскую в Бруклине, которая позволила создавать ей более крупные и атмосферные произведения. Уже в 1982 году состоялась её первая ретроспектива в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

  10-bourgeois

Жизнь Луиз Буржуа закончилась 31 мая 2010 года. В свои последние два десятка лет, художница создала самые крупные и сложные свои работы, включая знаменитый цикл скульптур пауков, а также серию «Клетки», которая стала центром выставки в московском музее современного искусства «Гараж» в Парке Горького. Выставка проходила с 25 сентября 2015 года по 7 февраля 2016.

 «Когда я начала работать над «Клетками», я хотела создать свою собственную архитектуру и не зависеть от музейного пространства, не подгонять под него масштаб своей работы. Я хотела создать пространство, альтернативное реальному, в которое можно было бы войти и свободно по нему перемещаться.»

 Луиз Буржуа.

 «Клетки» — это очень личный цикл работ. На мой взгляд — это одни из самых интимных работ, что я видел. Каждая «клетка» — это фрейм, в котором создан микрокосм. Луиз смогла поместить в ограниченное пространство частичку себя, которая уже живёт автономно от создателя. Художница использовала множественные значения английского слова cell, которое можно использовать, в зависимости от контекста, и для биологической клетки организма, тюремной камеры или монашеской кельи.

 

126546

Серия «Клетки» впервые была представлена в 1991 году, и началась с использования этого слова для шести скульптурных инсталляций, которые она создала для выставки Carnegie International в Музее Карнеги в Питтсбурге. В дальнейшем серия выросла и стала включать в себя около 60 работ, для создания которых художница использовала случайно найденные предметы, свои личные вещи (одежду, такни, мебель) и свои собственные скульптуры, которые она помещала в архитектурные ограждения. Музей «Гараж» показал зрителям 26 «клеток», а также некоторые ранние скульптуры, которые предшествовали этому масштабному циклу.

 Луиз использует много символов, и зная их значения можно прочитать небольшую историю, которую художник хотел донести. Например, образ паука часто встречается в работах Луиз. Паук, несмотря на свой не самый приятный вид, представлялся Луиз образом творца и образом матери, которая занималась плетением гобеленов. «Maman» — огромная скульптура паука из металла, стоит на восьми тонких ножках, защищая подвешенную под брюшком корзину с мраморными яйцами. «Моим лучшим другом была моя мать, и она была грациозной, утончённой, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук.»

Maman

На ряду с пауками, Луиз активно использует зеркала в своих «клетках», фрагментируя пространство, а также давая зрителю взглянуть на вещи под другим углом. Персонажи в клетках часто смотрят в зеркала, либо зеркала просто направленны на них. Луиз представляла зеркало, как символ истины и самопознания. И апогеем этого символа можно назвать работу «Завладел ли день ночью или ночь завладела днём?» это огромное шестиметровое вращающееся зеркало отражает в себе название работы, написанное на внутренней стороне опоры, и погружает зрителя в мир двойных смыслов художницы. Ведь Луиз сама активно использовала тему двусмысленности реальности.

 В работе «Клетка (Шуази)» на верстаке установлена мраморная модель дома в Шуази, в котором Луиз жила с родителями в детстве. Над домом висит гильотина, которая символизирует разрыв между прошлым и настоящим. Дело в том, что Луиз спустя много лет захотела вернуться в дом своего детства, но обнаружила, что его уже нет. «Настоящее уничтожает прошлое каждый день. И его жестокость выражается в образе гильотины», — говорила художница.

 

Haus der Kunst, Munich, Germany “Louise Bourgeois, Structures of Existence: The Cells” (2/27/15-8/2/15)

Клетка «Опасный проход» рассказывает историю девушки, в вещах, которые символизируют прохождение ею различных жизненных этапов. Школьная парта, качели рассказывают о детстве, кости животных в сферах напоминают о круге жизни, электрический стул — вину и наказание, а иглы и нити отсылают к детству Луиз и родительской мастерской по реставрации гобеленов. А фигуры людей в позе соития говорят про страх секса, который Луиз отождествляла со смертью.

 Луиз Буржуа во многих смыслах особенная художница, и многие вещи она видела с присущей ей неординарностью. Например, серия портретов. Вообще в классической традиции, портрет подразумевает изображение конкретного человека. Но внешнее сходство изображения с человеком это одно. Портрет должен передавать характер и эмоции личности. Луиз сшила головы из лоскутков ткани и поместила их внутрь «Клеток». Разноцветные лоскутные головы — это отражение базовых человеческих переживаний, портреты эмоциональных состояний. В особенности состояния, которые возникают при встрече с другими людьми. Луиз использовала части своей одежды и личные вещи, чтобы сшить некоторые портреты. Используя семиотику своих «клеток» с портретами, Луиз создала и свой автопортрет. Художница представляет себя как подвешенный в воздухе набитый мешочек с воткнутыми в него иголками, нитки от которых идут в разные стороны.

 Portrety_2

«Я отказываюсь от всего». Это шесть больших акварелей вызвали у меня самые глубокие чувства. На каждой из шести картин художница написала о том, от чего она отказывается, что отсылает к представлению художницы о самой себе, как о «сбежавшей девочке». Эти картины были написаны незадолго до смерти Луиз в 2010 году. Казалось, что художница подводила итоги своей жизни, и этими работами приводила в порядок свой внутренний мир перед смертью. Осознание того, что это последние работы, и то, что они несут в себе, потрясает до глубины души.

Opasny_prokhod

«Я отказываюсь от всего» как бы подводят итог всей выставки в «Гараже», давая зрителю ощущение, что он прошёл творческий и жизненный путь вместе с Луиз Буржуа. И так символично, что у выхода на улице стоит циклопический «Maman«, охраняющий хрупкие драгоценные яйца у себя в подбрюшье. Но даже если вы и боитесь насекомых, как я, то Maman уже не вызывает отвращения своим видом, а наоборот, ты проникаешься к нему симпатией, а также новым личным понимаем жизни, переосмыслить которую помогли «клетки» Луиз Буржуа.

 

Автор статьи: Влад Чертыков