Ядовитые экспонаты от Федотова-Федорова

«В Петербурге открылся музей ядов». Именно с таким заголовком в петербургских СМИ появилась информация о новой выставке в галерее Anna Nova, автор которой московский художник Илья Федотов-Федоров. Прочитав такой заголовок, воображение рисует определенно не то, что представлено на выставке на самом деле.

Судьба Ильи Федотова-Федорова тесно связана с медицинской средой, поскольку в детстве у него начались серьезные проблемы со здоровьем. Он проводил много времени в больницах и в последствии даже решил стать генетиком. Однако так вышло, что своё увлечение биологией Илья выразил через искусство. Выставка «Музей ядов» — это проект на стыке биологии, искусства, а также археологии.

Художник исследует Средние века, на которые, вероятно, пришелся пик применения ядов. Эту среду он исследует именно как художник, что проявляется, например, в таком объекте, как раковина наутилуса. Раньше из таких раковин делали кубки и чаши, которые изящно украшали, и изображали на них знаковые события. Это были роскошные вещи. Федотов-Федоров же изображает на раковине формулы самых ядовитых веществ, отмечая, что у ядов в те времена был эстетичный образ. Несмотря на то, что яды и отравления были уделом богатых, по факту друг друга травили все, просто не всегда присутствовала эстетика.

На фоне баночек с опасными веществами, пробирок и химических формул история с отравлением бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в Лондоне приобретает совсем иной оттенок, хоть в этой истории и используются совсем другие яды.

От Средневековья Илья Федотов-Федоров приходит к современности и исследует нынешние ядовитые вещества – информацию в интернете, однако без аннотации об этом можно и не догадаться. Объекты напрямую к Всемирной паутине никак не отсылают, за исключением нескольких сомнительных рецептов и диет, а также истории лечения гомеопатией, закончившаяся летальным исходом. Как говорит художник, в интернете про гомеопатию ничего плохого вы практически не найдете.

Новую эстетику интернет-ядовитой информации художник изображает с помощью пластика, инородного для природы вещества. К тому же Илья использовал нетипичные для себя цвета, в частности, розовый. «Когда вы заходите на форум для похудения, где вам предлагают мышьяк, чтобы сбросить вес за 3 дня, на сайте используется условно розовая фотография. Многие люди ведутся на подобные расцветки», — отмечает автор.

Есть здесь и своеобразный алтарь противоядий, вступив в который, можно очиститься и выздороветь. Он, конечно, не работает, это миф, но художник уверен, если развить историю в интернете, это место можно сделать лечебным. Это подтвердит тезис автора о том, что информация в интернете может оказаться недостоверной, ядовитой. Единственный антидот — критически относиться к информации, и это основной тезис художника.

Однако нельзя не отметить, что тема «опасного интернета» совсем не нова, кто только уже не делал Интернет объектом своих нападок, как и информацию в целом. На деле вышло так, что после открытия выставки большинство средств массовой информации Петербурга, рассказывая о ней, ограничилось лишь данными из анонса и пресс-релиза, просто наплодив несколько десятков одинаковых сообщений со схожими заголовками. Разве это не подобно яду? Каков процент людей, которые не стали довольствоваться одним лишь заголовком и попытались разобраться в сути информации? Выставка вполне могла породить то, с чем пытается бороться.

Текст: Смирнова Даша