В начале марта в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка британского скульптура Тони Крэгга. Автор лично подготовил проект выставки для Петербурга и приезжал на монтаж работ вместе со своей командой. Выставку уже успел посетить и корреспондент журнала «Лампа».
На выставке представлено 55 работ, скульптуры и рисунки разных лет, в которых можно проследить некоторую ретроспективу. Здесь есть работы, уже получившие популярность, например, композиция «Монастырь», графические работы последних двадцати лет, новые скульптуры и новые работы из стекла.
Выставка занимает три зала, и кому-то может показаться, что работ на ней очень много, однако каждая из них приковывает к себе взгляд, и на изучение может уйти не один час.
При первом взгляде ты обращаешь внимание на странную форму скульптуры, нельзя сразу сказать, что она из себя представляет. Начинаешь рассматривать ее, ходить вокруг, и зачастую с каждого ракурса это будет разная скульптура. Любопытно, что не все увидят одну и ту же скульптуру, всё зависит от зоркости ваших глаз.
«Иди-иди сюда, вот отсюда нужно смотреть, — подзывает меня одна из посетительниц выставки, заметив, что я фотографию скульптуру. — Видишь лица как у скульптур с острова Пасхи?».
Найти похожие очертания у меня получилось только со второго раза. При первом же знакомстве со скульптурой мне показалось, что на нее нужно смотреть с совершенно другого ракурса, и иных вариантов быть не может.
Затем моя внезапная собеседница стала водить меня вокруг другой скульптуры и показывать ее многообразие. С одного ракурса был профиль рыцаря в доспехах. Двигаясь левее, женщина показывала мне высокий пьедестал и бюст католического священника, еще левее — по-прежнему памятник, но со скорбным лицом. К слову, я смогла увидеть только первое очертание.
«Это современное искусство очень хорошего вкуса и очень глубокого содержания», — заключила моя спутница.
Тони Крэгг фиксирует в скульптуре движение, его работы передают динамику формы, а материалы, из которых он творит (дерево, пластик, бронза, кевлар, применяемый в авиастроении), как будто оживают. Несмотря на уникальность каждой его скульптуры, в них виден единый стиль.
«Понравилось владение материалом и формой. Композиционно вещи потрясающи. Прямые аналогии у меня с Бранкузи, и, может быть, отчасти отсылка к традициям прерафаэлитов, которые также искусно владели формой и материалом. Здесь очень тонкое чувство материала. Возможно, даже есть отсылки к восточным искусствам», — делится впечатлениями одна из посетительниц.
Она также отмечает, что Крэгг переосмысливает высокие технологии и использует их в искусстве. Например, плоскостные изображения он переносит из 2d в 3d. Примером служит работа «Два настроения», которая абсолютно объемна.
Тони Крэггу сейчас 66 лет, и он живет в Германии, в городе Вуппертале, неподалеку от которого в 2008 году был открыт парк скульптур, носящий его имя. При этом Крэгг считается британским скульптором, поскольку родился в Ливерпуле.
Тони Крэгг начинал как художник в 1970-х годах — на волне минимализма и концептуального искусства. Первые работы он компоновал из бытовых отходов. Например, работа 1984 года «Культурный мир Африки». Затем художник обратился к исследованию свойств формы и поверхности, экспериментируя с самыми различными материалами. Отражением этого перехода служит работа «Монастырь» — конусы, собранные из различных отработанных промышленных механизмов.
Как отмечает куратор выставки в Эрмитаже Дмитрий Озерков, в своих работах скульптор обращается к сложнейшему исследованию бытия скульптуры — вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Его интересует скульптура за рамками ее пригодности, применимости, полезности и служебности.
Выставка в Главном штабе Эрмитажа продлится до 7 мая. И на это стоит посмотреть.
Автор текста и фотографий: Смирнова Дарья