Нам нужно смириться с мыслью, что машина будет генерить арт

Не так давно нейросеть Google под названием AlphaGo досрочно одержала победу над игроком 9 дана (а это самый высокий титул) в го Ли Сидолем. «Ну и что?»-  подумаете вы. Обыграла, да обыграла. Ещё в 1997 году ставший уже легендарным алгоритм DeepBlue,  разработанный IBM,  обыграл Каспарова в шахматы. Возможно,  отчасти поэтому, Гарри Каспаров,  ударившись в гиперкомпенсацию, обратил свой взгляд на общественно-политическую деятельность. Надо сказать, не безрезультатно. Сейчас его посты про выборы в США набирают тысячи лайков среди американских избирателей. Но оставим Каспарова в покое. Здесь интересно другое: что нам даст победа компьютера в го? Может быть,  ответ не так очевиден, но он изменит нашу жизнь до неузнаваемости. 

 index

Дело в том, что разговоры об искусственном интеллекте ведутся достаточно давно. Но всё это меркнет по сравнению с тем, почему машина выиграла в го. 10 марта  после того, как алгоритм одержал вторую победу над Ли Седолем, редактор рубрики «шапито» информационного сайта muduza.io Султан Сулейманов поговорил с одним из специалистов «Яндекса» Александром Крайновым, который занимается разработкой искусственного интеллекта. В этом интервью он «на пальцах» объяснил процесс обучения машины. И всё оказалось на удивление «просто». Компьютерная нейросеть так и называется, потому что работает по принципу нейронов в человеческом мозгу. Как и человека, машину можно научить на опыте. Например, играть в го  нейросеть научилась благодаря обработке ходов победителей и проигравших. Она изучала самостоятельно,  какие ходы эффективные, какие нет, как поступить в той или иной ситуации. Именно думала, как поступить, потому что просчитать ходы в го невозможно, так как «количество вариантов больше, чем атомов во вселенной», сказал Александр. Машина,  анализируя вводные данные, со временем достигла того уровня, что начала играть сама с собой, генерируя игры и ситуации не хуже людей. И что удивительно, на основе опыта она смогла создать что-то вроде того, что люди называют «интуицией». Ведь интуиция — это наш совокупный опыт, который нам подсказывает вероятный исход ситуации. 

Пример обучения игры в го показателен в том плане, что машина смогла научиться сама. Грубо говоря,  ей вообще можно было не показывать правила игры, она бы их и так выучила. Для этого нужны вводные данные и время. Рассказывая про то, как искусственный интеллект применяется в поиске, Александр привёл пример, что специфический искусственный интеллект сортирует контент в интернете на плохой и хороший. Это нужно для того, чтобы по запросу «одуванчик полевой» в релевантной выборке не появилось яростное порно  или реклама БАДов. Примеры можно приводить сколько угодно, но суть в том, что машина учится подобно человеку, анализируя множество вводных данных. 

 2

Собственно, основной вопрос, который волнует многих — сможет ли машина творчески мыслить, шутить, рисовать, писать музыку, стихи, книги? И ответ — да, сможет. И компьютерные нейросети не только смогут рисовать в узнаваемом стиле Моне, писать новости IT будто Толстой, но и создавать новое, уникальное — то, чем так гордится сейчас человек. Точно таким же творческим способом, как машина придумывала шаги в го. На- ряду с человеком машина сможет генерить арт. И у меня есть стойкое убеждение, что это неплохо. Потом это будет такой же обыденностью, как и «чудо» контекстной рекламы (к которой искусственный интеллект тоже приложил «руку»). Наше будущее в обществе людей и машин, которые будут жить в симбиозе, как ещё 60 лет назад писал Айзек Азимов в своём не теряющем актуальности сборнике «Три закона робототехники». Многим представляется, что это общество будет как мир 23 века «Футурамы», где миллионы Бендеров будут сниматься в кино, пить пиво и летать в космос, как люди. Искусственный интеллект будет всюду. Он как электричество будет устраивать нашу жизнь. Он будет помогать платить по счетам, выбирать машину, искать образовательные программы для ребёнка с наилучшими условиями. Не всегда машине нужна оболочка. Вашему смартфону не нужны руки, чтобы подключиться к сотовой сети, верно? Машина может делать всё, но не умеет мечтать и ставить цели. В этом преимущество человека над компьютером и искусственным интеллектом в частности. Александр Крайнов высказал мудрую мысль: «Определение, что хорошо, а что плохо, должно остаться за нами, а реализацию хорошего надо предоставить машинам.» Но затрагивать вопросы этики, добра и зла явно не в формате этой статьи. 

5

Достижения современной науки и техники показывают, что человек скоро лишится монополии на многие виды деятельности. Прогнозы говорят, что уже к середине века 40% — 60% существующих рабочих мест будут заняты машинами. И людям придётся искать что-то иное, чем работа консьержа или уборщика. Всё это называется «индустриализация 4.0», которая сейчас рассматривается как спасительная ниточка для современного мира, где ресурсы ограничены, людей много, а продукции нужно не только больше, но и качественнее. И в этом всём искусственный интеллект будет создавать культуру наряду с людьми. Культуру не только в плане искусства, а во всеобъемлющем смысле этого слова. 

Вполне вероятно, что машинное искусство и культуру будут ненавидеть, кидать в неё палки и камни, как когда-то в первые радиоприёмники, которые советская власть вешала на фонарные столбы в колхозах и деревнях, ибо «от лукавого это всё». Но со временем  мы и представить себе не сможем день, если не поговорим с компьютером о вчерашнем матче в го. А потом подойдём к столику —  на экране компьютера будут обои, которые нарисовала нейросеть. В стиле Моне, но всё-таки со своим авторским почерком. И вполне вероятного, что именно машина заставит нас выйти из всего этого постмодернистского болота, в котором пребывает наша с вами современная культура. Именно тогда  в конкуренции с другим разумом мы сможем создавать действительно новое и поражающее воображение искусство с новыми целями и горизонтами. Именно создавать искусство, а не генерить арт.

Автор статьи: Влад Чертыков