Современная художественная жизнь – явление, порой, неоднозначное. Однако понять актуальное искусство обыватель пытался в любую эпоху. Чтобы разгадать тайны арт-рынка необходимо знать тех, кто ведет за собой художественную индустрию.
Как можно стать популярным художником и самой обсуждаемой персоной Америки за пару лет? «Новому дикому» мастеру стрит-арта Жану-Мишелю Баскии удалось то, что удавалось не многим. Рожденный в Нью-Йорке в семье состоятельного экономиста, Жан-Мишель покорял мир не из котла трущоб, но имел неплохой старт. Талантливый мальчик в четыре года знал несколько языков, умел считать и читать, особенно любил поэзию и живопись. Последней он отдавал много свободного времени, став юным членом совета Бруклинского музея.
Не бывает худа без добра: сбитый машиной, Баския провел несколько месяцев в стенах больниц, где коротать время ему помогал классический учебник анатомии. В который раз Жан-Мишель утвердился в своем выборе стать художником! Молодой темнокожий юноша с отцом и сестрами посещает родину –Пуэрто-Рико, где знакомится с традиционным искусством. Маски, расписная керамика, яркие цвета – все эти образы расцветут в творчестве Баскии спустя несколько лет. А пока художник пробует себя в единственном доступном в Нью-Йорке для него виде арт-индустрии – граффити.
Американская культура 70-80 гг. XX века славится многочисленными творческими союзами, группировками и едиными тенденциями. Музыка и живопись, инсталляции и fashion-показы, образы и люди: всё здесь является единым организмом. Не могло остаться незамеченным появление на стенах города различных минималистичных надписей, носящих, подчас, скандальный характер, подписанных неизвестным псевдонимом «Samo». На протяжение трех лет Баския и его друг создавали граффити под этим именем, вкладывая в свое творчество важный посыл: необходимо открыть глаза и увидеть за яркими разукрашенными стенами Манхэттена художников, которые не умеют рисовать натюрморты и портреты, но которым тоже есть, что сообщить миру. Привлекая внимание к граффити как искусству, Баския начал знакомиться с просторами арт-индустрии и ее деятелями. Не оставив до последнего дня идею граффити-проекта «Samo», Баския, тем не менее, пробует себя в живописи. Выбирая для своего творчества новые материалы, Жан-Мишель не стремится к классическим стандартам. Все в его творчестве кричит о самостоятельности выбранного им пути.
«Samo умер». Последняя граффити-надпись, созданная художником. Он перерос уличное искусство, именно с этой записи начинается жизнь Баскии-неоэкспрессиониста. «Новые дикие» художники и артисты, среди которых были Эрик Фишль и Джулиан Шнабель, противопоставляли себя искусству 70-х гг., такому минималистичному, холодному, абстрактному, создавая произведения, наполненные жизненной силой. Баския обладал внутренним огнем, который, пылая, заставлял его творить с невероятной страстью. Творить во всех направлениях! Создав рок-группу, Жан-Мишель придумывает собственное направление – нойз-рок. Крик, громкость, страсть – этим он привлекает внимание молодых и амбициозных артистов, создавая ловушки из невероятного обаяния, попав под влияние, из которого трудно выпутаться. Не случайно Мадонна спустя полвека после романтических отношений вспоминает с теплом время, проведенное с Жаном-Мишелем.
Красота и цепкий ум, трудоспособность и интерес, с которым трудится Баския, привлекают к нему не только представительниц противоположного пола. Молодого художника, продающего на улице открытки собственного производства, по счастливой случайности знакомят с Энди Уорхоллом. Уже известный мастер поп-арта Уорхолл остается в восторге от кустарного творчества Баскии, купив сразу несколько открыток. Удивительная встреча дала толчок настоящей дружбе и длительному творческому союзу! Спустя всего пару часов Уорхолл получает из рук курьера большую картину, написанную на куске картона, которая изображает Энди и самого Баскию. Удивительно тонко, но очень реалистично, всего несколькими штрихами, Баския изображает известного арт-деятеля. Рядом на картоне находится автопортрет Жана-Мишеля – восторг выражен на лице Баскии, но лицо дикое, буйное, волосы торчат во все стороны. В этом весь неоэкспрессионист Баския. Он был настолько поражен знакомством с Уорхоллом, что, прибежав в свою мастерскую тут же схватил первый попавшийся кусок картона и создал шедевр, отражающий огромный потенциал художника: разные техники, масштабные размеры, чувство цвета и удивительная скорость работы. Последняя, кстати, настолько поразила Уорхолла, что он произнес вслух: «Этот парень работает быстрее меня!». («Две башки», 1982)
Они были как инь и ян. Внеземной, белокожий, нежный Уорхолл и темный, громкий и строптивый Баския. Работая на износ, Жан-Мишель не забывал учиться эпатажу у друга: покупал и рисовал в дорогих костюмах от Армани за тысячи долларов, после чего появлялся на мероприятиях в этих же, заляпанных краской, одеждах. Баския на все имел свое мнение.
Например, его полотно «Hollywood Africans», изображающее очередную тусовку, на которую явились Баския и его приятели. Внимательному зрителю нетрудно будет найти на полотне автопортрет художника. Отношение мастера к арт-рынку отражено в многочисленных надписях и фигурах на холсте — здесь и «Оскар», характеризующий кинозвезд, к которым с презрением относился сам Баския, и поп-корн, еда низших сословий, да и само название говорит за себя – где видано, чтобы в Голливуде водились африканцы?!
Ломая стены и преграды, выстроенные вековыми традициями, Баския находит свой стиль. В его работах, подчас, герои видятся зрителю как сквозь рентгеновские лучи: торчащие ребра, зубы, кровеносная система. Жан-Мишель в который раз подтверждает тезис, что человеческое тело являет собой самого человека. Душа неотделима, а самосознание приходит только через ощущение собственных границ. Не об этом ли говорил Иисус, терновый венец которого украшает темнокожего мужчину на полотне «Без названия»?
Активная творческая деятельность Баскии пошла на спад после смерти Энди Уорхолла. Кончина ближайшего друга подкосила Жана-Мишеля, который уже был на грани депрессии. Мода, переменчивая и строптивая, вдруг исчезла, и творчество Баскии становилось все менее популярным. Он, как никто другой, остро ощущал падающий интерес к собственной персоне. Подгоняемый внутренним огнем и наркотическими веществами, Баския торопится создать как можно больше. Работы его становятся все масштабнее, краски — ярче, гуще, лица – страшнее, а работа – непрерывнее. Трудясь сутками, художник по-прежнему слышит слова, брошенные однажды безызвестным журналистом о том, что Жан-Мишель должен покончить с наркотиками, но когда он это делает – это сказывается на его творчестве. Наркотики и унесли жизнь талантливого и молодого, дикого и страстного Баскии. Однако его творчество по-прежнему занимает умы публики, которая пытается разгадать все загадки, загаданные таким ярким и самостоятельным художником Баския.
Автор текста: Бакиева Диана.