15 июня в книжном магазине «Порядок слов» на фонтанке 15, Илья Утехин, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге рассказал и показал клипы 90-х, и объяснил в чём же их культурная ценность, и что должны были они задеть в душах тех, кто смотрел и смотрит эти произведения молодого российского медиа рынка. «Лампа» побывала на этом мероприятии и готова рассказать о том, что там было.
Илья Утехин начал с очень интересного тезиса о том, что российские музыкальные клипы 90-х настолько ужасны, что в своей отвратительности рождают даже некий свой особый стиль. Культурная ценность растёт с увеличением временной дистанции от произведения до зрителя. И сейчас, смотря клипы Киркорова или Ветлицкой в 2016 году, вне того культурного и общественного контекста, всё это воспринимается уже иначе, естественно.
Но в чём же была цель всей этой визуальной вакханалии? Дело в том, что медиа рынок в России тогда, в 90-х только зарождался. Социалистическая экономика вставала на капиталистические рельсы, и чтобы рынок работал, нужно было создавать спрос. Скажем, первые российские нувориши не умели жить красиво. Ещё вчера они были слесарями, бандитами и грузчиками, а уже сегодня они имеют столько денег, что могут купить что угодно. Таких людей нужно было учить тратить, учить хотеть. Этим занимался российский глянец, который буквально обваливал полки киосков союзпечать.
Массовая же культура тоже находилась в условиях становления спроса. Российская попса — это дьявольское пересечение жанров и стилей, вырвиглазная эстетика пролетарских представлений о гламуре в сочетании с амбициозностью и алчностью исполнителей и их продюсеров. Но в этой инфернальной эклектике рождался кич, который продавал культуру. Дело в том, что культура потребления в бывшем СССР была низкая. Людей сложно было заставить покупать продукцию в виде кассет. Пиратство бурно процветало на почве поголовной бедности. Естественно, что единственным средством дохода для артистов и их команд были корпоративы и живые концерты. Для этого нужно иметь репутацию и лицо, а это создавалось ротациями на радио и ТВ. Именно ради этого в создание промо продукции вкладывались гигантские деньги, которые потом отбивались из выступлений.
Ещё одной отмеченной особенностью клипов 90-х была тесная связь с рекламой. 90-е запомнились многим длинными рекламными роликами, которые порой занимали 20-30 секунд. Целые мини-сериалы в перерывах новостей и кино. Рекламная компания «МММ», и крупных банков того времени очень наглядно это показывает. Особенности рекламного бизнеса России очень жирно и сочно описал Виктор Пелевин, в своей книжке «Generation П». Музыкальные клипы тоже продавали, только товаром были не тампоны и гигиенические прокладки, а артисты и их репертуар. Механизмы воздействия на аудиторию у рекламы и клипов совершенно одинаковые. У них есть послание, которое зритель считывает, и есть некая установка, исходящая из этого сообщения.
Также в клипах использовались приёмы сериалов и кино, которые за 2-3 минуты рассказывали небольшую историю. Зачастую эти истории настолько сюрреалистичны, что хочется узнать, что же курил автор? Как в клипах Ветлицкой или Киркорова. Но попадаются и маленькие шедевры, такие как ТАТУ и их «я сошла с ума», где очень явно противопоставляется ценность личной свободы и общественного порицания. Или сатиричные клипы группы «Академия», которые своей мультяшностью создавали очень милую атмосферу.
Музыкальные клипы и артисты в 90-х создавали поп богему, которой в России особо никогда не было. Они создавали мини мир, обслуживая культуру потребления и развлечений. Молодой российский гедонизм создавал свой рынок, транслируя образы через глянцевые журналы и СМИ. Буквально за менее чем 10 лет люди в России привыкли жить скандалами звёзд, фотографиями их нижнего белья, сделанными на плохие камеры папарацци. Помимо того, что же там в госдуме, люди хотели знать, что происходит в жизни у Жанны Фриске или, когда же Пресняков перестанет водить за нос Орбакайте.
Сейчас, спустя 16 лет после 90-х можно заметить изменения в российской поп сцене. И их не мало. Дешёвые понты и кич сменил вездесущий SWAG и уже на этот раз дорогие понты в стиле BLACK STAR и им подобным. Сюжетные клипы исчезли за ненадобностью. Они исчезли и из западной сцены, сконцентрировав внимание зрителя на образах и общей визуальной составляющей. Никто не вкладывает деньги в клипы, как у Майкла и Джанет Джексон. В своё время их «Scream» с совершенно фантастической стилистикой и дорогущей компьютерной графикой взорвал головы не одному миллиону зрителей, став самым дорогим клипом в истории.
Гламуризация в массовой культуре ведёт к упрощению предмета. Обёртка ярче, но содержание тусклее. Илья Утехин сказал очень хорошую фразу: «настоящее искусство отличается от попсы тем, что для искусства нужно прикладывать умственные усилия для понимания.» Попса же на то и попса, что таких усилий от зрителя не требует. Попса, как часть рынка лишь отвечает на запрос зрителя и зарабатывает на этом деньги. Но это не означает, что всё потеряно. Ещё остались такие уникальные люди в России, как группировка «Ленинград», которые рассказывают своими клипами истории, играют на чувствах зрителей, троллят их, иронизируют над нашей с вами жизнью. Отчасти именно поэтому феномен «Ленинграда» тем и интересен, что они постоянно выходят за рамки. Им совершенно наплевать что сейчас популярно, а что нет, они сами создают тренд. Они как бы над рынком. «Ленинград» создал вокруг Себя культуру, и это важно. В окружении пустышек, такие люди, как Шнуров и его команда выделяются, создавая действительно аутентичные мини-шедевры, которые заражают мозги людей на многие недели и месяцы.
Клипы 90-х это огромный пласт российской культуры. Наряду с авангардом и экспрессионизмом эти порой отвратительные творения ума человека отражают целую эпоху в истории страны. Клипы нашего десятилетия будут интерпретировать в таких же рамках визуальной антропологии, как это делает Илья Утехин в Европейском университете.
Когда-нибудь, через много лет, некоторые из нас, в очередном безумном припадке ностальгии закричат, что «я сошла с ума, я сошла с ума, мне нужна она, мне нужна она…», а кто-нибудь с кухни ответит, что «мальчик хочет в Тамбов» и «не надо воды».
Автор статьи: Чертыков Влад