27 августа, в день российского кино, в кинотеатрах Петербурга и еще нескольких российских городов прошла акция «Мир документального кино «Послание к Человеку», где бесплатно показали наиболее значимые и яркие российские документальные фильмы последних лет.
Программа акции была составлена из фильмов обладателей многочисленных международных призов, представителей авторской документалистики: Виктора Косаковского, Александра Сокурова, Сергея Дворцевого, Марины Разбежкиной, Алены Полуниной, Александра Митта и других режиссеров. Организаторы акции обратились к режиссерам с просьбой о безвозмездном предоставлении их фильмов.
В петербургском культурном центре «Лендок» показывали 4 фильма: «Интонация. Зорькин» и «Интонация. Шмидт» Сокурова, «Саша, Лена и железный дракон» Демидовой и «21 день» Тамары Дондурей.
Пересказывать содержание фильмов бессмысленное занятие, кино нужно только смотреть, однако попробовать заинтересовать будущих зрителей стоит.
«Интонация» Сокурова — это шесть документальных фильмов, где режиссер беседует с видными российскими деятелями, представителями политической и интеллектуальной элиты: литературоведом Борисом Авериным, председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, президентом Кабардино-Балкарской Республики Арсеном Каноковым, адвокатом Юрием Шмидтом, с уже бывшим президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и композитором Сергеем Слонимским.
Сокуров выстраивает диалоги иначе, нежели мы привыкли видеть по телевизору. Это художественные диалоги. Важно не просто задать вопросы собеседнику и услышать на них ответы. Важно раскрыть человека с другой стороны, и в этом Сокурову помогают не только вопросы в лоб, но и место беседы, движение по этому пространству.
Беседа с Зорькиным проходила в Исаакиевском соборе с величественными интерьерами. Собеседники ходили по кругу, не торопясь, периодически останавливаясь. И так как показывались, в основном, крупные планы, детали, создавалось впечатление некой напряженности, топтания на месте. То же самое было и с диалогом. Валерий Зорькин рассуждал о праве, законах, Конституции, говорил о том, как должно быть, а Сокуров говорил о том, как есть на самом деле, и задавал вопросы про войну в Чечне, про политику, армию и терроризм.
Чувствовалось, что Зорькин сдерживает себя. Но когда Сокуров задал ему отвлеченный вопрос: «А кто в жизни вам был ближе — мама или жена? Вообще, мужчине кто ближе?», Зорькин ответил на него намного расслабленнее: «Женщина… Я ведь ушел из дома в шестнадцать с половиной лет…», после чего без дополнительных вопросов стал рассуждать об этом юношеском поступке. Именно в этот момент показан общий план пространства собора, его величественность. И невольно тебя отпускает, напряжения нет.
К слову, цикл «Интонация» был снят по заказу петербургского канала «100 ТВ», который закрылся летом этого года.
Фильм «21 день» Тамары Дондурей совершенно другой. 21 день — это время, которое больной может провести в хосписе. По сути, хоспис — это место, где люди доживают свои последние дни. Изначально режиссер хотела снять фильм о голландском враче, которая работает в московском хосписе и даже отказалась от голландского гражданства в пользу российского, но в итоге фильм получился о пациентах хосписа.
«Я понимала, что кино о хосписе очень предсказуемо, что это будет грустная история о больных людях, которым тяжело, такой меланхоличный фильм. Я хотела сразу от этого уйти, для меня это было принципиально важно в работе над фильмом, потому что для меня было ценно сделать именно кино о жизни, то есть, об умении оставаться самим собой до самого конца. И в моих героях это есть», — рассказала в одном из интервью Тамара Дондурей.
И у нее действительно это получилось. Ее герои полны жизни и не думают только о смерти. Одна из пациенток, которой около 90 лет, рассказывает стихотворение на немецком языке про весну и переводит некоторые слова. Одна из главных героинь, 93-летняя Ирина Михайловна, рассуждает о прерафаэлитах (к слову, вы знаете, кто это?), рассказывает факты из биографии дочери Карла Маркса и с легкостью шутит о себе.
«Ездила я как-то в Ленинград, в командировку, с мужчинами, конечно. Помню, переходили Невский проспект, и мужчина загляделся на меня и стукнулся в фургон с хлебом. Тогда было, на что посмотреть. Я в каракулевом пальто была, приталенном, как Гурченко. Бюст у меня всегда приличный был. В общем, ого-го была. Все-таки, есть разница, 30 лет женщине или 93», — рассказывает Ирина Михайловна.
В зрительном зале все смеялись после этого момента.
Несмотря на то, что у фильма не могло быть счастливого конца, он всё же оставил в душе не самый печальный отпечаток. Это честный фильм, который должен побудить нас к действиям.
К слову, некоторые зрители, которые не знали, о чем фильм и смотрели его не с самого начала, подумали, что речь идет о санатории, а вовсе не о хосписе.
Надеемся, что этот небольшой текст побудит вас к просмотру российского документального кино, которое интересно и разнообразно.
Автор статьи — Дарья Смирнова
картинки с сайта:
http://www.filmpro.ru/movies/241269
www. ovideo.ru/13470
www.youtube.com
http://message2man.com/