АЙ ВЕЙВЕЙ. Из предмета в пространство

Очень немногие понимают,

почему произведения искусства стоят так дорого.

Я, например, не понимаю.

/Ай Вейвей /

Искусство Китая сегодня пользуется удивительной популярностью во всем мире. Совсем недавно в культурном центре Лофт проекта «Этажи» открылась выставка «Современное искусство Китая. Освобождение Настоящего от Прошлого». Название этой выставки очень четко демонстрирует ту ситуацию, которая сегодня складывается в мире современного китайского искусства, художник желает трансформации искусства, находится в поиске той золотой середины между современностью и традициями. Один из самых известных современных китайских художников, стремящихся не только к переосмыслению своего прошлого, но и к осознанию своего настоящего, Ай Вэйвэй, сегодня известен не только своими работами, но и активной политической позицией, в чем-то даже скандальной.

айееее

Художник, архитектор, куратор, критик, он родился в 1957 году в Пекине. Отец Ай Вэйвэя Ай Цин был выдающимся китайским поэтом. Ай Цин, обучался в Париже в конце 1920-х — начале 1930-х годов, опираясь на модернистское искусство и литературу. После своего возвращения в Китай, Ай Цин был арестован за противодействие китайской националистической партии, а позднее его преследовала коммунистическая партия. В ссылке Ай Цину было запрещено заниматься искусством (отец Вэйвэя хотел стать художником). Интеллектуала, творца, его обязали мыть сельские туалеты, но и в этом непритязательной работе поэт достиг совершенства, ведь в любом деле нужно добиваться мастерства. Можно предположить, что именно от отца, Ай Вэйэвэй унаследовал эту острую черту активной позиции, отстаивания своей идеи, своего мнения.

В 1980 году художник стал одним из основателей арт-группы «Звёзды», объединения художников в КНР в первые годы после Культурной революции, оппозиционно настроенного по отношению к властям. В 1979 художники выставили свои работы на тротуаре перед художественным музеем в Пекине. Полиция закрыла выставку на второй день. В творчестве группы не было ярко окрашенной провокации против китайских властей, «Звезды» лишь стремились отойти от канонов, найти нечто новое, но и такие попытки в искусстве пресекались.

вввввввв

В 1981 году Ай Вэйвэй бежал в США, жил нелегально, без знания языка, без денег, но с четкой целю стать художником, однако, писать картины он не собирался, Вэйвэй искал свой собственный язык искусства. Через год он поступает в художественный колледж. В Нью-Йорке Ай Вэйвэй открывает для себя творчество Марселя Дюшана, Энди Уорхола, Джефа Кунса, эти художники, несомненно, оказали сильное влияние на его творчество.

В 1993 году Ай Вэйвэй возвращается в Китай из-за болезни отца. Он быстро становится одним из самых ярких представителей на сцене китайского современного искусства. Этот период времени художник активно работает с древними китайскими вазами. Изображая на них некие символы современного мира, такие как «Coca Cola», перекрашивая их, разбивая, художник превращает произведение искусства древности в предмет, в акт современного искусства, искусства дерзкого, провокационного.

выаа

Ай Вэйвэй открывает свою студию «Fake Design», название проекта очень четко иллюстрирует ситуацию китайского искусства, в котором часто встречаются подделки.

Художник стремится осветить свою культуру с совершенно другой позиции, дает новую жизнь обломкам храма, старинным стульям, дверям, велосипедам, происходит рециклирование предметов в целые пространства, формируемые в новую реальность, где стулья могут стать причудливым лесом, а велосипеды удивительным облаком или одним цельным колесом. Самая обыденная вещь может оказаться истинной драгоценностью, демонстрирует Ай Вэйвэй, создавая произведение «Плошка риса», внутри которой вместо риса помещен настоящий жемчуг.

Открыв в себе способности архитектора, Ай Вэйвэй создает интереснейшие проекты, участвует в создании олимпийского стадиона «Гнездо» в Пекине.

Активно демонстрируя свое мнение о современном Китае, художник становится диссидентом

В 2008 году в городе Вэнчуань происходит крупное землетрясение. Разрушены тысячи зданий, около 5 тысяч школьников погибло из-за некачественного строительства начальной школы. Ай Вэйвэй не остается равнодушным к столь ужасной трагедии в своей стране, он создает крупномасштабный проект «Имена сычуаньского землетрясения». Он собирает имена всех 5000 погибших учеников, информацию о которых правительство пыталось скрыть. Ай Вэйвэй размещает все эти имена в своем блоге, который через сутки закрывают. Художника избивают, сажают в тюрьму, делают все возможное для закрытия столь скандального проекта. В ходе своей персональной выставки в Мюнхене, Ай Вэйвэй выставляет произведение «Воспоминание» — мемориал, включающий 9 тысяч рюкзаков, которыми выложено предложение: «7 лет она счастливо жила на этой земле» в память о катастрофе. Власти преграждают художнику выезд из страны.

0e61dcc52fde0db41f94f47099495148

В 2011 году Ай Вэйвэя помещают в тюрьму, его обвиняют в неуплате налогов, в заключении он проводит 81 день. Но и эту ситуацию Ай Вэйвэй превращает в произведение искусства, острое и ироничное. На своей персональной выставке, на которой художник не может присутствовать, он выставляет произведение «Сувенир из Шанхая», скульптура, выполненная из обломков его студии, которую власти Китая снесли. В 2013 году на Венецианской биеннале художник демонстрирует серию инсталляций «Священный» («S.A.C.R.E.D.»), посвященную его заключению в тюрьму, несколько импровизированных комнат, в каждой из которой иллюстрируется процесс задержания Ай Вэйвэя, его нахождения в заключении.

150917221757-ai-weiwei-scared-super-169 pic_1370507918

Один из последних масштабных проектов, выставка в тюрьме Алькатрас в 2014 году. Сложно придумать более удачное пространство для произведений художника, подвергающегося преследованию властей, запрещающих ему в тот момент покидать границу Китая. Одна из самых зрелищных работ на выставке, огромный китайский дракон, запертый в узких серых стенах, символ силы, свободы, стесненный обстоятельствами. В камерах заключенных художник размещает аудиоинсталляцию, в камерах можно услышать записи речей, поэзии, песен людей, которых посадили в тюрьму за творческое выражение своих убеждений.

Сегодня Ай Вэйвэя можно назвать одним из самых знаковых и влиятельных художников нашего времени. Художник, архитектор, дизайнер, куратор, человек, формирующий предметы в пространство, в новую реальность, язык его искусства острый и лаконичный, обнажающий истину, какой бы неудобной она иногда не была.

дракон

Автор статьи: Ксения Подольская

изображения с сайтов

http://www.epochtimes.com.ua/

http://www.day.kiev.ua/

http://www.theguardian.com/