7 октября в петербургском Музее Звука состоялось перформативное выступление от российско-швейцарской арт-коллаборации: экспериментатора в сфере аудиовизуального искусства Алексея Борисова и саунд-артиста, перформера Дейва Филлипса. Проект, объединяющий усилия и творческие поиски музыкантов, направлен на популяризацию идей художников начала ХХ века. Сами артисты называют себя неодадаистами.
Алексей Борисов: «Мы не воспроизводим дадаистские практики, не занимаемся реставрацией процессов, которые в свое время предложили дадаисты. Тем не менее, наше творчество напрямую связано с искусством дадаистов в плане использования различных методик и концепций, к примеру, коллаж и акционизм, которыми славились художники 20 века».
Работа артистов происходит с музыкальными установками, с текстами, с художественными изображениями, со всем, что имело место в дадаистском движении.
А.Б.: «Актуальное искусство почти полностью основано на идеях дадаистов, особенно в связи с использованием современных технологий. К примеру, в основе их художественной практики лежал коллаж: в то время они коллажировали при помощи различной бумаги, красок и так далее, сейчас это происходит в более мультимедийном формате. Сегодня мы коллажируем видеоряд, звуки, используем различные приборы, которые позволяют заниматься созданием искусства на более современном уровне».
Пожалуй, основная черта, объединяющая дадаистов и неодадаистов, заключена в акционизме и провокации.
Алексей Борисов исполнил свой сет, экспериментируя с аудиозаписями Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, поэзией собственного сочинения. Музыкальная композиция создавалась на глазах у публики. Аудиальные ассоциации зрителя подкреплялись цитатами дадаистов, которые транслировались на экране. Создавался коллаж из звуков, шума, ритмов, собственных впечатлений слушателей.
«Мы не пытаемся воспроизвести искусство дадаистов в чистом виде, мы занимаемся некой интерпретацией их идей», — отмечает Алексей Борисов.
«Искусство неодадаистов сейчас более чем актуально. В молодежной среде набирает популярность такое музыкальное направление как браэйккор, основанное на коллажировании электронной музыки, звуковых отрывков из фильмов или, например, опер. В сегодняшнем выступлении мне понравилось, что автор читал собственные стихи, которые мне кажутся довольно интересными, и то, как они коррелируют со стихами поэтов начала ХХ века. Именно здесь становится явно виден коллажный принцип. Мне нравится все, что делает Алексей Борисов. Он уже успел себя зарекомендовать в истории музыки». Катя Михатава, искусствовед, куратор, художник.
Поиски и утверждение независимости от преобладающего общественного мнения ярко выражены в концертной части Дейва Филлипса. Артист родом из Цюриха, где как раз и зародилось в начале ХХ века направление дадаизм. В серьезном аудиовизуальном эксперименте, радикальном, перед зрителем ставятся жесткие и порой жестокие вопросы. Чем отличается человек от животного? Как остановить жестокость? Медиа-инсталляция не навязывает, но лишь пытается открыто показать глупость самого молодого животного на планете – человека. Актуально звучат миротворческие дадаистские высказывания.
«Дадаизм – своеобразный протест против войны, тоталитаризма; Дадаизм – некая манифестация свободы», — отмечает Дейв Филлипс.
После выступления у зрителя остается масса вопросов, в первую очередь, к себе, как к представителю современного общества потребления. Музыкантов это очень радует. Дейв отмечает, что «российская публика реагирует очень хорошо».
«Публика интересуется всем тем, что происходит на сцене и в нашем творчестве в целом. Задача нашего тура – поднимать острые вопросы, дискутировать, была достигнута», — говорит Дейв Филиппс.
Алексей Борисов: «Все, что говорили об искусстве, политике, социуме дадаисты – все это очень созвучно нашей жизни, нашему времени».
Текст: Бакиева Диана