«Старкон» с точки зрения зрителя

10-11 июня в Петербурге прошел очередной «Старкон» — международный фестиваль, посвящённый науке, космонавтике, робототехнике, а также научной фантастике и фэнтези во всех их проявлениях: кино, литература, комиксы и другие виды искусства, сказано на сайте события. Журналист «Лампы» случайно посетил «Старкон» и рассказал о нем с точки зрения зрителя.

Если представить «Старкон» как слоёный пирог, то он состоит из нескольких коржей:

  1. Рынок фанатской атрибутики. Там можно найти довольно крутые и уникальные вещи. Например, малотиражные артбуки по играм, фильмам. Футболки с любыми принтами, фигурки, значки.
  2. Косплей. Сюда же входит и всё, что связано с фото. Сотни людей в костюмах от Человека-паука до Лары Крофт и солдатов вселенной Warhammer 40k. Косплееры дрейфуют по всей территории выставки, фотографируются со всеми желающими как ростовые куклы на канале Грибоедова.
  3. Интеллектуальная часть в виде лекций от космонавтов, писателей, учёных и других умных людей. Всё как обычно.
  4. Игровая часть с древними и не очень игровыми консолями (NES, Sega MegaDrive, Atari) и персональными компьютерами. На них можно аутентично поиграть в Mega Man, Mortal Kombat и другие игры. Также сюда входит всё, что связано с настолками. На «Старконе» в настолки играют много и с интересом.

Так вот, все эти слои отлично работают сами по себе в отдельности, но из них не получается торта «Старкон». Например, если вы из тех, кто любит разбирать «Биг Мак» на запчасти и есть котлеты, салат и сыр отдельно, то вам, скорее всего, на «Старконе» понравится. Но если вы стремитесь получить удовольствие от всего в комплексе, как от хорошего блюда, то вам лучше остаться дома.

Мерчендайз и тематические стенды

С мерчем действительно всё в порядке. Его много, и он на любой вкус. На «Старконе» это выглядит так, как будто собрали все ларьки с футболками MARVEL, Star Wars и привезли в одно место. То есть, на «Старконе» можно купить абсолютно то же самое, что и через интернет или в «Этажах». Никакой российской магии элитарного потребления в этом нет. Это не 2003 год, когда нужно было искать фигурки Бэтмена от Hasbro через богатых родственников в США.

Тематические стенды, судя по названию, должны быть интересны. Но это не так. Начнём с истории. «Старкон» зарождался как вечеринка фанатов вселенной (фэндома) Star Wars. Первый фестиваль прошёл аж в 1999 году. Сейчас же на «Старконе» есть фэндомы на любой вкус и цвет. На тематических стендах специальные люди могут разрисовать посетителей в стиле любимой ими вселенной, а можно поиграть в викторины на знание фактов. И да, купить мерч возможно и на стендах в том числе. Если вы дотошный зануда, то можете вступить в интеллектуальный спор с местным фанатом, чтобы выяснить, кто из вас тру, а кто не очень. На «Старконе» 2018 года тематический стенд Star Wars был очень унылым и скучным, хоть и стоял в центре павильона Экспофорума.На нём не было ни штурмовиков, ни даже Дарта Вейдера! Были какие-то непонятные герои новой трилогии («Пробуждение силы» и всё, что сняли после). То же самое можно сказать про стенд «Безумного Макса». Единственное, что там было интересного — бои на мягких палках в клетке, которая напоминает таковую из третьего фильма (там, где Глория Гейнор играет).

Косплей

Косплей — это лицо любого похожего на «Старкон» ивента. Косплееры и в официальном инстаграме, и у простых посетителей на страницах в вк. Пожалуй, самое интересное — это наблюдать, как косплееры собираются на улице в тени и курят сигареты. Одновременно вместе могут курить Халк, Человек-паук, Бэтмен и Иисус Христос (иногда косплеят и его).

Для косплеера «Старкон» — это возможность создать контекст для надевания своего костюма. Конечно, можно нарядиться в Халка и пойти за хлебом, но мало кто это оценит. Может быть, даже и хлеб не продадут. Общество у нас такое, сами понимаете. «Старкон» для косплееров похож на театр для пожилых дам. Только туда они могут надеть все свои лучшие украшения из литовского янтаря и жемчужные бусы с вечерним платьем.
Такое чувство, что косплееры идут на самую крутую вечеринку, а когда туда приходят, то не знают, что делать. Супергеройской силы у них нет, они не умеют делать комбо, они даже двигаются не круто. Вы же знаете, что не всем идут деловые костюмы? Наверняка у вас был одноклассник на выпускном, который неловко чувствовал себя в смокинге. Так вот, эти Бэтмены и Халки — те же самые одноклассники в смокингах. Косплееры просто ходят обычной походкой. Иногда становятся в стойки для фото и всё. Это карнавал смешных костюмов. Лишь иногда попадаются уникальные люди: они мастерят такие костюмы, что… моё уважение.

Конкурс косплееров на основной сцене — это очень смешно. Десятки людей в костюмах просто выходят на сцену под музыку: пройдут туда, пройдут сюда и уходят. Лишь иногда кто-то делает постановки. На «Старконе» 2018 косплееры вселенной Ведьмака разыграли боевую сцену — было интересно на фоне всего остального. Но я ожидал, что Геральт из Ривии будет пить водочку у костра, иногда кидая взгляды на свою Плотву (у его лошади имя такое).

Лекции

С лекциями всё в порядке. Вы знаете тему, вы знаете спикера, вы понимаете, чего ждать. К примеру, если известный космонавт будет рассказывать про быт на МКС, то, скорее всего, всё так и будет. Пожалуй, лекционная часть «Старкона» самая понятная и удачная из всех. Но лекции очень обособлены от основного зала. Как-будто это вообще другое событие, просто проходит в другом помещении одновременно со «Старконом».

Игры

Организаторы «Старкона» обычно приглашают несколько музеев ретро-техники и делают из них площадку, где каждый может сыграть на Sega DreamCast, NES, оригинальном Xbox, PlayStation 2 и многом другом. Это действительно интересно. Но из-за больших очередей и неудобных столов и стульев играть долго не получается. Да и проникнуться игрой в такой атмосфере очень трудно. Но я видел, как мужчины 30+ с большим удовольствием играли по локальной сети в Counter Strike 1.6.
Настольные игры, пожалуй, самое обособленное и действительно фанатское сообщество на «Старконе». Там можно провести день и с интересом пообщаться с разными людьми. Всё из-за того, что там нет этого броуновского движения туда-сюда. Потому что игрокам не надо искать интерес, как это происходит с другими посетителями, он у них уже есть.

Слоёный пирог не складывается в общую вкусную картину потому, что посетителя, который отдал за вход от 800 до 1400 рублей, не развлекают. Если приходить на «Старкон» конкретно за чем-то или за кем-то, то это интересно, а если идти туда с целью классно провести время, то большую часть дня вы будете просто слоняться туда-сюда по огромному пространству павильона и искать свой интерес. Там нет работающей развлекательной программы. «Старкон» похож на огромное антикафе, где ты платишь деньги и развлекаешь себя сам из предложенных вариантов. Кому-то такое по душе.

Ах да, слово «гик« в этом тексте пока ещё не появлялось. Дело в том, что «Старкон» — это не про гиков.

Фанаты и гики

В массовой культуре есть довольно большая группа людей так называемых фанатов. По сути, сейчас практически вся массовая культура для фанатов и состоит. Крупные корпорации по типу Disney очень хорошо потрудились для этого. В среде фанатов существует более малочисленная, но довольно идейная группа людей, так называемых гиков.
В качестве примера возьмём те же Star Wars. Есть шесть фильмов, несколько анимационных сериалов и видеоигр. Абстрактный фанат всё это смотрел и разбирается во вселенной Star Wars в рамках того, что он видел. Ему этого хватает и он получает от этого кайф. Гик же знает не только всё то, что знает фанат, он ещё читал огромные горы книг и комиксов, играл в малопопулярные видеоигры по вселенной Star Wars. В сообществе ценителей Star Wars весь этот пласт культуры называется «Расширенная вселенная». То есть, гик более включён в придуманный мир, чем рядовой фанат. Гик — это фанат на стероидах.

Гики — это сообщества, которые работают локально. Мелкие бары, квартиры, кухни, тематические лагеря на природе. По факту интереса к какой-либо выдуманной вселенной гики и фанаты могут объединяться в так называемые фэндомы — сообщества со своей атмосферой и правилами. У членов фэндома есть свои загоны, которые понятны только тем, кто в теме. Например, русские фанаты Star Wars иногда делят территорию России в соответствии с регионами далёкой-далёкой галактики. Скажем, Дальний восток называется Внешнее кольцо, а Средняя полоса страны — Миры ядра.
Когда разные фэндомы собираются в одном месте, то теряется «магия». Нет той особой локальной атмосферы. Из объединяющих факторов остаётся только то, что все мы здесь странные ребята посреди огромного кроссовера, где штурмовик идёт за ручку с Меленой, а Железный человек стоит в очередь в туалет вместе с Халком и Солидом Снейком из Metal Gear Solid V. Да, есть чувство свободы, какого-то лёгкого безумия, но это всё какой-то винегрет.

«Старкон» — это отличная возможность для фаната увидеть всё, что он любит. Сфоткаться с косплейщиками, купить комикс, поиграть в видеоигры. Гик же будет скучать, потому что «Старкон» довольно поверхностное событие, фестиваль стремится угодить всем, ведь это насквозь коммерческая история.

А теперь твист — гиков уже вообще не существует.

«Старкон» — не место для культурного эскапизма, как это было когда-то. Массовая культура сделала образ жизни так называемых гиков нормой, а не девиацией. Спасибо сериалам вроде «Кремниевая долина» и «Теория большого взрыва». Массовая культура и крупные развлекательные корпорации сделали из всех нас фанатов, в том или ином виде. И это нормально. Как в своё время произошло с абстрактными хипстерами, которые перестали существовать, потому что «хипстерские практики» стали нормой. Такая нормализация даже само слово «гик» лишило стигмы, общественного осуждения, сделав его, по сути, синонимом фаната. Даже наоборот, слово гик используют, чтобы выразить своё особое отношение к теме.

Из этого мы получаем то, что «Старкон», будучи коммерческим развлекательным событием для фанатов, не работает так, как нужно для развлекательного события, потому что «Старкон» не развлекает. Это как-будто заготовка для крупной вечеринки, где перечислен ассортимент потенциальных развлекательных штук, но организаторы пока не пригласили арт-директора для связывания всех этих элементов в единое сложное событие.
Отталкиваясь от этой логики, «Старкон» находится посередине между слётом любителей My Little Pony в Омске и музыкальным фестивалем Flow в Финляндии. «Старкон» перестал работать как слёт фанатов My Little Pony, но в тоже время пока не смог превратиться в тотальную развлекательную машину фестиваля. Потому что на «Старконе» нет «потока», который уносит тебя, будь это на Flow или на рейв-вечеринке в ангаре. Если «поток» хороший и плотный, то он выдёргивает людей из повседневности и дарит им уникальные эмоции, которые будут живы в памяти очень долго. В этом случае «поток» — скорее, образ, который погружает в свой маленький мир. Наверное, идеальным описанием такого «потока« служат рассказы участников Burning man.

Может быть, «Старкон» и не должен обладать никаким «потоком», но тогда зачем он вообще нужен? Фестиваль фанатов? Фестиваль продавцов фанатской атрибутики? В этом случае павильон «Старкона» в Экспофоруме больше похож на обычную отраслевую выставку самокатов. Самокатов для фанатов, которые вообще не предлагают ничего уникального.

Текст: Влад Чертыков

Фото: открытые источники

*мнение редакции может не совпадать с позицией автора