4 марта в Музее уличного искусства Петербурга в пространстве бывшей котельной открылась выставка Сергея Карева «Съеденный бог». «Съеденный бог» — это первая персональная выставка автора в Петербурге, где зрителям представилась возможность увидеть целый срез творческой деятельности скульптора.
Представленная экспозиция является репликой в традиционной дискуссии о взаимосвязях человека и природы как физического пространства, в котором он находится. Это история об обширной урбанизации, больших городах, где жесткая конструкция пространства согласно безжалостным законам производительности поглощает человека, нивелируя его личность. Разобщенность с естественным миром приводит к стремлению уйти от мира действительности.
В попытке отрефлексировать эту проблему художник будто становится шаманом, а его работы — тотемными идолами. В технике Карева, который работает с металлом, уже заложена метафора трансформации. Удары, рикошеты, давление — и листы жести предстают перед нами в виде абстрактных скульптур.
Практически все представленные на выставке работы создавались специально для этого проекта. Художник одновременно создал единое смысловое поле при этом наделил каждый объект абсолютной уникальностью, все работы говорят на своем собственном языке.
Так, например, сюжет скульптуры «Самоеды», подлинно монументальной работы, рождается из события встречи разнородных элементов. Четкая геометрия бетонных блоков сталкивается со своей формальной противоположностью — пластичными металлическими узлами, изогнутыми объемами. В сознании рождается образ мифологического существа, живого и подвижного, но несвободного. В его противостоянии бунт и воля к жизни становятся отторжением тотальной регламентации, принятой в современном обществе.
Природные, животно-растительные формы, созданные в металле, говорят со зрителем языком свободных ассоциаций, а это значит, что каждый сам найдет собственную тему, выражение, соответствующее его внутреннему чувству, в этих скульптурных формах. Художник оставляет возможность для свободной интерпретации, таким образом, процессы, связанные с открытостью произведения, с его текстом, могут умножаться, преобразовываться до бесконечности.
Сложно представить более подходящее пространство для работ Сергея Карева, чем котельная Музея уличного искусства. Бывшее заводское производственное помещение со всеми ему свойственными признаками, особой эстетикой и скульптуры из металла Карева вместе создают новый особый текст, при этом не заслоняют друг друга, а наоборот, усиливают этот язык.
Выставка «Съеденный бог» продлится в Музее уличного искусства до 2 апреля 2017 года.
Текст: Подольская Ксения, Кочурова Елена