Опыты охлаждения голоса Алисы Керн – рождение критической дистанции

В современном мире немало явлений, которые постоянно воздействуют на людей, нормализуя их. По мнению молодой художницы из Москвы Алисы Керн, работающей с темой нормализации, голос – один из самых сильных воздействующих элементов на наше становление. Этой проблематике посвящен проект художницы под названием «Опыты охлаждения голоса».

«Голос постоянно нас конструирует, вводит в социум, встраивает в систему вместе с языком, конечно. Тот факт, что язык облачается в голос, делает его более воздействующим. В тот момент, когда появился первый рупор, голос человека стал жить отдельной жизнью. Он перешел в другую зону обитания – в динамики, что придало ему бОльшую силу, зоны влияния расшились моментально», – рассказывает журналу «Лампа» Алиса.

У Маршалла Маклюэна есть теория про горячие и холодные медиа, которые отличаются по степени воздействия на человека. Например, передачу в прайм-тайм можно отнести к горячим медиа, потому что она пытается захватить сознание реципиента, не дает возможности критически осмыслять происходящее. Газета или интернет-сайт – наоборот, холодные медиа, поскольку у читателя появляется выбор, читать или не читать ту или иную статью. Написанный и произнесенный текст будет иметь разную силу воздействия.

«Моей задачей было в некотором смысле нормализовать голос, снизить силу его воздействия, чтобы у зрителя могла родиться критическая дистанция», – отмечает художница.

Согласно концепции проекта, достигнуть этой цели можно с помощью нескольких специально разработанных устройств, таких как Отсеиватель, Панели-предохранители, которые, якобы способны фильтровать и останавливать излишне горячий голос, Ящик-деформатор, чья основная составляющая – пластина из сотовидной целлюлозной бумаги, способной охлаждать звуковые потоки, а также Войскулер, где главной составляющей объекта является найденная деталь от кулера компьютера. К каждому объекту прилагаются инструкции по использованию. Опробовать устройства можно в петербургской галерее Anna Nova, где Алиса создала концептуальную экспозицию, посвященную манипуляциям с человеческим голосом. Как только звук будет охлажден, появится возможность выстроить критическую дистанцию между сознанием и воздействующим элементом. В качестве такого воздействующего элемента, например, может выступать голос навигатора, который претворяется человеком, но по сути является голосом машины, или шум толпы, порой неосознанно вводящий нас в состояние тревоги.

Однако на самом деле на выставке ничего не работает, всё происходит только в вашей голове. «Экспонаты работают за счет художественной метафоры и свойств материалов объектов. Цель выставки – показать зрителям иные модели мышления. Изучив систему охлаждения голоса, внимание начинает работать иначе, и отношение к тому, что ты слышишь, и что на тебя воздействует, меняется за счет увеличения дистанции между субъектом и воздействующей субстанцией. В конечном итоге ты оказываешься на безопасном расстоянии», – убеждена Алиса.

Мир уже пересытился изображениями, которые постоянно подвергаются фильтрам и изменениям, с реальностью картинки уже имеют мало общего. И на выставке Алисы Керн можно наблюдать недостаточность видимого. Здесь первенство отдано звуку, который предстает как самостоятельная единица.

Выставка «Опыты охлаждения голоса» работает в галерее Anna Nova до 27 января.

Текст: Смирнова Даша

Фото: личный архив Алисы Керн