О политике со сцены

Известный российский политолог и публицист Станислав Белковский выступил в необычном для себя амплуа и попытался донести свои идеи о положении дел в современной российской политике через публицистический моноспектакль «Откровения русского провокатора», прошедшем на Эрарта сцене.img_6487

Оказывается, Станислав Белковский мечтал стать актером еще в детстве, но незрелые актерские амбиции пресекла под корень его мама.

«Она объяснила мне двухчастную (бимодальную) правду, почему актером я стать не смогу и не должен: а) у меня весьма непривлекательная внешность – не то, что какая-то слишком еврейская, а вообще страшноватая; б) я не выговариваю букву «р». Но ювенильные актерские мечтания одновременно звали меня назад и толкали вперед. Меня все больше привлекала участь околополитического шоумена. Артиста, играющего самопровозглашенные спектакли как бы про современную политреальность. Моя цель была, как назвал это один важный журналист ТВ «Дождь» — донести гребаную политику простым довлатовским языком, с соответствующей игрой лица. Я старался, и что-то даже получилось. Так я решил дорасти до целого моноспектакля», — рассказывает Белковский.

В своем спектакле «Откровения русского провокатора» Станислав Белковский действительно старается донести свои мысли и размышления о происходящем в современной политической жизни России простым языком, объясняя те или иные поступки власти закономерностью событий и логикой или, проводя исторические параллели. Прибегает политолог и к сравнению политиков, в частности, Президента РФ Владимира Путина, с лирическими героями литературных произведений.

img_6536

Главные рассуждения Белковского во время спектакля были связаны с переменами и важными событиями в истории России, которые должны произойти в марте 2017 года. Об этом свидетельствуют три фактора.

Во-первых, это зороастрийский гороскоп, который говорит нам, что в марте 2017 года завершается очередной большой 32-летний цикл нашей политической истории. «В марте 1985 года пришел к власти Михаил Горбачев. В марте 1953 года умер Иосиф Сталин, что привело к кардинальной трансформации советского режима. В марте 1921 года власть от Владимира Ленина практически перешла в руки Сталина», — отмечает Белковский.

Второй фактор — исследования известного «политолога» Павла Глобы, которому принадлежит теория кольцеобразных солнечных затмений. Очередной такое затмение произошло 1-2 сентября 2016 года. По мнению Белковского, эти затмения играют решающую роль в судьбах цивилизаций.

Третий аргумент — закон Анны Андреевны Ахматовой, он же принцип Лермонтова.

«Когда в 1964 году с поста сняли первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, Анна Ахматова сформулировала, что любой юбилей Лермонтова, будь то круглая дата с момента его рождения или смерти, несет России некие драматические исторические переживания. Михаил Лермонтов родился за 100 лет до начала первой мировой войны и погиб на дуэли за 100 лет до начала Великой Отечественной войны. Именно в юбилей Лермонтова убрали Хрущева, в 1991 году распался Советский Союз, и в 2014 году Россия аннексировала Крым и косвенно организовала войну на юго-востоке Украины», — отмечает политолог.

img_6484

Белковский уверен, что в 2017 году произойдет катастрофа, к которой невольно идет Президент РФ Владимир Путин.

Так, Путин — слуга той системы, которой он служит, он ее защитник. При этом жизнь Владимира Путина так устроена, что основные карьерные рывки в своей жизни он делал благодаря катастрофам системы, которую он защищал. Так, после того, как в 1990-м году он выбыл из Дрездена на более низкую должность в Ленинград, Путин спустя два года стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга и фактическим хозяином Северной столицы. Крах системы дал ему огромный толчок в карьере.

В 1996 году Владимир Путин возглавлял штаб Анатолия Собчака на выборах мэра Санкт-Петербурга. Собчак проиграл, за что фактически был ответственен Путин. Казалось бы, очередной крах в карьере, однако спустя два года он оказывается в Москве и становится директором Федеральной службы безопасности РФ, а через четыре года — Президентом РФ. Получается, что крушение системы, которую он олицетворял, снова вытолкнула его на совершенно новый уровень.

«Путин играет на обострение, он хочет катастрофы. Это выльется либо в большую войну, либо в уход Путина. Большая война кажется более вероятной ситуацией. <…> Желание Владимира Путина организовать войну, которая устроила бы ему последний великий час, не сознательно, оно бессознательно. Для Путина война — это способ уйти из той ловушки, в которой он оказался», — говорит Белковский, отмечая, что война могла бы решить и множество других проблем. Единственное противостояние войне, по мнению политолога, саботаж. Необходимо возжаждать мира, и нам воздастся.

img_6506

Данные мысли Станислав Белковский уже озвучивал по отдельности в различных источниках и интервью, однако в спектакле «Откровения русского провокатора» политолог смог представить все размышления о текущей политической обстановке единым целым. Одна мысль вытекала из другой, была ясна причинно-следственная связь, плюс весь монолог дополнялся лирическими отступлениями, анекдотами, наблюдениями и смешными историями из жизни, что помогало лучше усвоить материал.

Прибегает Белковский и к сравнению Владимира Путина с Германном из «Пиковой дамы» Пушкина. У Германа сработали карты «тройка» и «семёрка», однако вместе туза выпала «дама». У Владимира Путина «тройка» и «семерка» тоже сработали — две катастрофы, приведшие его на высокий пост в Москве. А игральную «даму» Белковский сравнил в Хиллари Клинтон.

4690 [Converted]

Политолог сравнивает нынешнего Путина и с лирическим героем Михаила Лермонтова.

«Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним,

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый…

И много, много… и всего

Припомнить не имел он силы!

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему».

«Это ли не сказано про Путина наших дней?» — спрашивает Белковский у зрителей.

img_6527

Спектакль Белковский завершил стихотворением «Я не увижу знаменитой «Федры» Осипа Мандельштама, которое пропитано чувством тоски от невозможности стать зрителем старинной трагедии, когда был диалог между актерами и зрителей. Сейчас же мир измельчал. За равнодушным зрителем, жаждущим «только мира», неизбежно придут зрители-шакалы, не признающие высокого искусства, отрицающие и разрушающие прежнюю культуру.

Текст,фото: Смирнова Дарья