Новый альбом СБПЧ: 12 снов обо всём и об одном

Музыкальный проект «Самое большое простое число» снова ворвался в нашу жизнь, как весна вторгается в зимнюю спячку петербуржцев. Слово «спячка» здесь неслучайно. Мы все будто бы спали в этой зиме, переполненной сомнамбулическими событиям и холодными предвыборными играми. И пока все россияне спали, укутавшись в свой скарб, чтобы хоть как-то обезопасить себя от морозов 2018, банда музыкантов СБПЧ очень—очень сильно хотела нам сниться. И приснилась. Кирилл Иванов и его друзья, в том числе Женя Борзых, которая теперь стала полноправным участником группы, в конце этой спячки подарили нам 12 чудесных снов.

Сон первый «Молодость всё простит», или Гимн нового поколения

Сон первый обнадёживает. Он наполнен вдохновением и солнцем, чистотой и светом, от того так сильно контрастирует с состоянием спячки. Первые звуки задают основное настроение всему альбом — в основном мажорное. Откуда у СБПЧ появляется такой оптимизм и свет в альбоме, который был создан в «сонливое» время, непонятно, но по сравнению с предыдущими работами, имеющими минорный или нейтральный эмоциональный окрас, он очень сильно выбивается. Когда-то СБПЧ спели в песне «Флешка»: «Без грустных песен нам очень грустно, с веселыми песнями нам здесь хреново». Что же происходит в этом альбоме с обилием весёлых песен? Здесь музыкальная банда не то чтобы хочет поддержать и внедрить пресловутый позитивизм слушателям, даже во время сложных для него событий, а, наверное, просто напомнить, что счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету.

Этот сон в первую очередь про поколение. Мы все ощущаем, что наша культура, а вместе с этим и люди, давно уже ушли из эпохи постмодерна. Мне даже тошно использовать здесь это слово, «постмодерн», потому что СБПЧ — это группа чего-то другого. Она пишет свою музыку и тексты для слушателей какого-то другого мира. Чувственность, радикальная искренность и самоирония — вот основные качества культуры и человека «метамодерна», которые вполне репрезентирует Иванов со своими друзьями. «Чистые сердцем и нищие духом» — лучшее описание этого человека.
«Молодость все простит» — это гимн поколения «мягких сердцем», которые балдеют от африканских ритмов, бреда, абсурда и ерунды, которые получают удовольствие просто от жизни и любви к ней, которые попадают под бит (бит-бит-бит) и превращают дискотеку в ритуал, где не надо быть умным, а лучше быть глупым. Вполне можно увидеть этих мальчишек и девчонок тут и там, бьющих в там-там возле одноименной таблички в клубе Кирилла Иванова. 

Сон второй «Сам», или Слово о достоинстве человека

Второй сон забирает нас из пространство «все» и погружает нас в пространство «я».  Резкий контраст в общем музыкальном движении: в «Молодость всё простит» музыка шла изнутри наружу (экстравертная направленность), а в данном музыкальном рисунке — наоборот, звук и бит уходят из пространства и собираются в одной точке — в тебе самом (музыкальный интровертизм).
Иванов вводит в пространство текста образ «жестокого Бога», который уже появлялся у него в песне «Икея». В этом сне конструируется девиз нового чувственного и здорового индивидуализма: «Если твоя тень прекрасна — каков же ты сам. Я загораюсь и гасну на зло небесам». Иванов пытается судить о человеке не по «богу», а по его «тени». Подобным образом он ставит человека в центр мира, и не просто человечество как вид, а отдельного, любого индивида, который САМ решает как ему жить. «Будешь каждый день жить как последний и однажды окажешься прав», — подытоживает Кирилл Иванов.

Сон третий «Комната», или Вечная дихотомия «мужское\женское»

Появление Жени Борзых в составе группы очень сильно оживило звучание песен, а также добавило новых интересных историй в драматургию треков. «Комната» является продолжением истории, которую Иванов и Борзых рассказывают в «Такси» (альбом «Мы — огромное животное, и мы вас съедим», 2016). Такой некий разговор между мужчиной и женщиной, который не подразумевает под собой конкретного мужчину или женщину, а имеет в виду вообще мужественность и женственность, маскулинность и феминность. «Что там у вас в головах? Когда ты разлюбишь меня, ты будешь со мной целоваться? Давай подведем итог?» — задается вопросами Мужское. «Давай через тысячу лет», — отвечает Женское. Этот веселый и даже немного прозаический сон, в котором быт и отношения поэтизируются и из простоты превращаются в сложную красоту.
Однако если в «Такси» отношения между мужским и женским трескаются и ломаются, оканчиваясь всеобщим разрывом, то в «Комнате» ничего подобного не происходит. Все действия превращаются в игру — дразнилку, как говорят сами герои, они «Будут дразниться, любя», тем самым убирая трагический исход.

Сон четвёртый «17:05», или «Жестокий Бог»

Почему в 17:05? Что происходит в такой чёткий момент времени? Быть может, именно в эти моменты неосознанной мимолетности к нам является Бог? В этом сюрреальном сне, который фиксирует момент (здесь очень важно понимать моментальность фиксации, ведь это даже не секунда, даже не миллисекунда, даже не миг, хотя что-то очень близкое к нему), в этом необъяснимом сломанном пространстве, где всё остановилось, которое невозможно представить или помыслить, появляется «жестокий Бог». Чего он хочет? Непонятно. Он просто есть, существует, бытует и забирает, забирает, забирает всё, что может забрать, пытается захватить это сломанное пространство, стать им самим.  

Бог уже проскальзывал во сне «Сам», но тут он становится владельцем всего музыкального пространства. Особое звучание голоса, как будто сам Бог говорит с нами, вместе с безысходно завывающими звуками «электронной флейты» показывают нам, как страшно жить. Боязнь жизни — сквозная тема в творчестве СБПЧ. Иванов пытается выйти из этого страха, убивая Бога. «Нам достался жестокий Бог, но Бог тоже умрёт». Но как можно быть уверенным в его смерти, если, возможно, всё, что нас окружает, то есть жизнь — это и есть тот самый сломанный и жестокий Бог?

Сон пятый «У нас есть всё», или Мантра против страха

После самого страшного сна наступает чистота. Чтобы подняться в свет, нужно сначала упасть на самое дно, отпустить все каменные страхи, что тянули нас вниз. «У нас есть всё, чтобы жить вечно! И позади только страх и увечья, а впереди радость и смех», — утверждают музыканты, напоминая, что самый страшный сон остался позади,а впереди нас ждёт увлекательное и радостное путешествие.
В этом сне мы видим многие излюбленные мотивы и образы СБПЧ, а также самого Кирилла Иванова.
Невозможность языка выразить смысл и разрыв в коммуникации:

разлом между любой и тобой,
дыра между губой и губой,
не размыкая губ,
как бы не поцелуй;

Двоемирие с идеальным миром героя и скучным миром «взрослых»:

они за аорту,
они идиоты,
они пошляки;

Феномен молчания и отсутствия бесполезных слов:

и выкину к черту две глупых строки.

И, конечно, мотив любви, присутствующий практически в каждом альбоме, а иногда и полностью доминирующий, как в альбоме «Мы — огромное животное, и мы вас всех съедим».
Этот сон становится целительным, хотя его способ лечения описан в самой же песне, и имеет больше эффекта самовнушения, чем реального действия извне: «Там, где болит — подуй». Иванов создает мантру для людей, которые видят страшные сны, и эта песня вторит им каждый раз: «а впереди только радость и смех», выводя их из состояния страха и грусти. Возможно, в данный временной период это как раз и есть самое важное, что хотят услышать от любимого исполнителя его преданные слушатели. Просто скажи нам, что всё будет хорошо.

Сон шестой «Телефон», или Песни нужны, чтобы вы танцевали

Здесь мне хочется сказать очень многое, но Кирилл Иванов этично и жёстко «затыкает мне рот» — «Эти песни нужны, чтобы вы танцевали». Раньше он просил «пожалуйста, не танцуйте» («Икея»), а теперь призывает, чтобы мы все танцевали. Да, СБПЧ меняет своё отношение к танцам.
Теперь танец — это приключение. Приключение в мир, в котором можно кормить с ладони носорогов, щекотать копьем великанов, ночевать в жерле вулканов, мерить перья индейцев и пробковые шлемы, а также быть ленивым. Но причем тут телефон? А при том, что все эти ваши современные девайсы, айфоны, макбуки и другие гаджеты мешают уйти в это отвязное и беспринципное приключение. Для Иванова этот второй, скучный и «взрослый» мир связан с предметом под названием «телефон». Все эти рутинные дела, офисы, заочные предупреждения, ничего не остается, как отключить этот телефон, порвать связь с этим миром и уйти в свой. Это опасно и рискованно, но что поделать, если другого выхода лирический герой не видит. А теперь только попробуйте достать свой телефон во время концерта СБПЧ!

Сон седьмой «Солёное», или О личном

Очень личный сон. Спасибо Кириллу, что он делится такими приватными вещами, делая из личного общественное. Тексты здесь становятся примером радикальной искренности. Конечно, этот сон о невыносимой скуке по любимому человеку, но интересно, с помощью каких образов группа создает ощущение этой скуки, что даже слушателям хочется расплакаться во время трека.
В этом пространстве, которое полностью заливается слезами и образует другой, новый мир, у нас существуют те же приключения из «Телефона» с бегемотами и их птичками, динозаврами и другими любимыми существами героя. Однако основным актом, в котором развивается действие сна, являются семь писем (Почему семь? А за сколько дней Бог создал этот мир?). Герой пишет эти письма, склоняется над ними и сам плачет. Это письма нежности, недошедшие до своего адресата, возможно, письма, которые были написаны самому себе, ставшие дневниками. От этого уровень личности в этом тексте сна зашкаливает. Мы не читаем эти письма, но мы видим более личные тексты — письма о письмах. Герой ожидает ответа от своего адресата, но он испытывает ту же самую проблему. Неспособность общения из-за боязни сказать слова кому-то другому.

Сон восьмой «Провал», или К истокам dance-pop

Самое Большое Простое Число можно назвать последователями традиций танцевального попа. Под удары хлопков и синти-звуков с крутящимися битами легко закружиться в танцах. А долгие музыкальные вступления вообще стали традицией в этом альбоме, и этот трек не исключение.
Непонятно, что это было: сон наяву или явь во сне. Раннее утро, клуб, сигареты, последний танец. Рейдерский мотив («рейд» на языке современной молодежи — массовый налёт в клуб с целью развлечься, потанцевать или выпить) и околоклубные темы превращаются в декорации нашего сна, на фоне которого разворачивается история невозможной любви, история полного провала. Поэт Иванов рассказывает нам уже не раз описанную им историю о диктатуре сердца. Только группа СБПЧ может создать уникальный танцевальный трек, поводом которого стало грустное и даже депрессивное событие. За эту надежду и свет, исходящий из темноты, особенно сильно в этом альбоме мы их и полюбили.

Сон девятый «1999», или Как важно чувствовать себя живым

Очень темный и запутанный сон. Один из самых сложных, от этого и интересный из всей сборки по своей семантике, а также музыкальному электро-фолковому рисунку. Эта вещь о политике? Наверное, и да, и нет. У Кирилла Иванова не было цели написать песню о политике, не было такой попытки. Возможно, эта песня одна из тех, которая напичкана отсылками к историческим и политическим ситуациями. У СБПЧ есть песни, где они выходят на политический дискурс («Ленинград», «Вечеринка», «Живи хорошо»), но делают это крайне погранично. Здесь же у каждого слушателя политическая картинка сразу вырисовывается. Однако это не оценка или критика ситуации, это попытка проговорить её, умертвить, чтобы проснулись чувства. «Ты моё всё и даже чуть больше», — заговаривает лирический герой, тем самым уводя политику на самый задний план.

Сон десятый «Машины», или О возможностях человека

Чем дальше, тем танцевальнее становятся треки. Сон открывается, как разгар вечеринки в техно-клубе. Иванов-поэт становится Ивановым-диджеем, а текст теряет семантику и становится частью музыки. Его даже становится практически невозможно разобрать кроме двух ключевых фраз: «Мы не спали, мы снились» и «Мы управляем всем, кроме самих себя». Нам этого будет достаточно, чтобы всё понять, а потом пойти танцевать!

Сюжетную основу песни составляет желание главных героев, которым очень сильно надоели люди вокруг,  уехать с этой планеты, где «ребята бомбят ребят» и звучат «залпы тысячи орудий». Иванов, а рядом с ним уже верная подруга Женя Борзых, еще раз кричат о своем желании создать новый мир или страну, пусть она даже будет «в твоей голове», но это лучше, чем жить в мире, где люди «управляют всем, кроме самих себя».

Сон двенадцатый «Кристалл», или Последний сон

Заключительный сон. И этот сон есть сон в самом верном смысле слова. Здесь достигнуто понимание музыкального и словесного пространств. Эта мечта Кирилла Иванова — выбросить все лишние строчки, сказать о самом главном, как можно короче, воплотилась. Осталась лишь одна фраза, говорящая обо всём сполна: я то люблю, чего на свете нет. И этого достаточно сполна. Потому что обо всем остальном говорит музыка.

Важная задача группы «Самое Большое Простое Число» — сказать о самом важном, не используя слов. Нужно не говорить о важном, а делать это самое важное. Музыка богаче и выразительные. В итоге поэтический проект (чтение стихов Иванова под биты) перерастает в музыкальный. Кристал — это последнее слово в альбоме «Мы не спали, мы снились», утверждающее правление бессознательного, чувственного и искреннего, то есть, музыки.

Текст: Илья Крончев, студент факультета Свободных искусств и наук, а также преданный наблюдатель творчества группы «СБПЧ».

Фото: из открытых источников.