«Несостоявшийся» мастер-класс голландского режиссера

16 декабря, в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума на киностудии «Ленфильм» прошла встреча с голландским режиссером Йосом Стеллингом. Он должен был провести мастер-класс на тему «Свет и тень: Кино и живопись», но на деле никакого мастер-класса не получилось, всё это больше походило на презентацию его фильма.

Зал кинотеатра был забит почти до отказала, было много студентов, которые пришли сюда получить новые знания, ведь тематика мастер-класса была заявлена весьма интересной. В описании встречи было написано, что «Йос Стеллинг расскажет об отношениях двух визуальных искусств — кино и живописи; о том, чему можно научиться у старых мастеров и как практически использовать их приёмы в кинематографе». Интересно, не правда ли? Увы, ничего подобного режиссер не рассказал.

Начало мероприятия задержалось минут на 40-50, так как режиссер опаздывал. После его появления почему-то казалось, что он просто заскочил рассказать нам про Рембрандта, выдающегося голландского живописца, а не поделиться практическими знаниями с нами. Один из первых фильмов, снятых Стеллингом, был как раз посвящен художнику — «Рембрандт: Портрет 1669». Вероятно, основываясь на картинах Рембрандта и своем фильме, режиссер и должен был рассказать про свет и тень в кино и живописи, но он обошелся просто общими фразами о творчестве Рембрандта, о своем отношении к нему и историческими фактами.

GHnKSVkMUl8

Например, Стеллинг рассказал, что 1956 году, когда ему было 8 лет, он вместе со своей мамой пошел на большую выставку картин Рембрандта, которая была посвящена его юбилею, картины мастера привезли со многих стран мира. Он вспоминал, как был впечатлен, что люди шли смотреть именно на картины Рембрандта, и не мог понять, что такого особенного есть в его картинах, не мог понять восхищения людей.

«С тех пор я всю жизнь пытаюсь понять, что людям нравится в Рембрандте», — сказал режиссер.

Рембрандт хорошо понимал, что свет — это первое, на что обращают внимание люди, когда смотрят на картину. Сперва они поднимают свои глаза к источнику света, а потом рассматривают всё остальное. Пользуясь этим, Рембрандт рассказывал историю. Хорошим примером использования света и тени служит известная картина Рембрандта «Ночной дозор», где сразу понятно, кто является главными действующими лицами.

Распределение света и тени усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные, иногда это только намеки. Для примера хорошо подходит картина, где изображена читающая пожилая женщина.

«Великолепная картина. Центральная часть картины, на которую падает свет, очень хорошо прописана. Потом мы обращаем внимание на лицо, на глаза, и только потом опускаем взгляд на руки. И постепенно детали становятся более абстрактными, и Рембрандт уже изображает их схематично. Мастер подсказывает нам, в каком порядке смотреть картину. Головной убор женщины ограничивает свет, и благодаря этому свет полностью падает на лицо», — рассказал Йос Стеллинг.

В картине «Философ в размышлении» Рембранд «ведет» наш взгляд по спирали.

«Свет исходит из окна, затем мы взглядом вместе со светом поднимаемся по винтовой лестнице. Это очень типичный для 17 века источник света — с левой стороны, потому что мы читаем слева направо», — говорит режиссер, но не развивает мысль дальше.

1352766683-1632-rembrandt-philosophe-en-mgditation-philosopher-in-meditation-hsb-28x345-cm-prs

«Философ в размышлении», Рембранд

И если о живописи Стеллинг что-то рассказал, то о том, как эти приемы можно использовать в кинематографе, он умолчал. Быть может, присутствующие должны были сами сделать выводы после просмотра его фильма «Рембрандт: Портрет 1669», но в таком случае это не может называться мастер-классом. Хотя, возможно, вина здесь вовсе не режиссера, а организаторов мероприятия, которые до конца не объяснили гостю, что от него ждут.

d64098e3-aca3-4c66-a174-aeca52f0338c

кадр из фильма «Рембрандт: Портрет 1669»

Присутствующим до конца было не понятно, почему Стеллинг, рассказывая о свете, как одном из приемов расстановки доминант, выбрал именно Рембрандта.

«Если уж говорить о свете, то, наверно, более показательным был бы пример Караваджо. В начале презентации своего фильма Йос Стеллинг все-таки назвал его имя, и упомянул, что Рембрандт является в какой-то мере его последователем. Тот метод, который изобрел Караваджо, приобрел большую известность, главным образом за колорит, уже не мягкий и светлый, как раньше, а насыщенный, с сильными тенями, — рассказывает одна из участниц мероприятия Елена. — Применял он часто много черного цвета, чтобы придать формам рельефность. Караваджо настолько увлекся этой манерой, что ни одну из своих фигур позже не выпускал на солнечный свет, но помещал их в закрытую комнату и использовал луч света, вертикально падающий на основные части фигуры, оставляя все остальное в тени, дабы светотень давала резкий эффект и становилась основным акцентом. В своих работах Караваджо исследовал сотни вариантов освещения, строго оставаясь верным своему методу светописи, и тем самым, создавая невероятное наследство для своих последователей. «Световую азбуку» своего рода.

При сравнении работ Караваджо и Рембрандта, как его последователя, становится заметно, что Рембрандт отказывается от черного цвета. Это сближает его с реальностью и еще больше усиливает свето-воздушную перспективу. Елена отмечает, что это всегда придает зрительному ряду особую драматургию, и заставляет зрителя всегда следовать четкому сценарию. Для кинематографистов это очень важные качества.

Возвращаясь к Йосу Стеллингу, стоит сказать, что он не первый и не единственный, кто в кино обращается к живописным приемам светописи Караваджо и Рембрандта. Из наших соотечественников стоит назвать Эйзенштейна, Козинцева, Трауберга, Авербаха.

Пришедшим хотелось, чтобы Йос Стеллинг, как режиссер, дал практические советы, как пользоваться светом, как инструментом кинематографа. Тем более, сейчас режиссеры могут использовать большое количество технических приспособлений, чтобы создать необходимую картинку. Можно было бы рассказать о технических источниках света: фоновый, контровой, рисующий, заполняющий, а затем показать примерную схему их расстановки. Можно было бы подробнее рассказать о планах в картине. Например, передний план будет самым ярким и контрастным, средний план — это глубокая тень, а после воздушный и рефлексирующий задний план. Там, где появляется максимально насыщенный световой момент, должен быть отражен и максимально тональный фрагмент. Увы, ничего из этого не прозвучало на мастер-классе Йоса Стеллинга, а присутствующие вряд ли смогут что-то применить из услышанного на практике, без которой с трудом можно чему-то научиться.

DVSA_3UYcU4

Добавим, стоимость билета на мастер-класс составляла 300 рублей. Радует, что все вырученные средства будут направлены в один из благотворительных фондов.

 

Автор статьи и фотографий с мероприятия: Смирнова Дарья

Фото фасада здания Ленфильм: http://www.mimi-gallery.com/lenfilm-zdanie?p=1