«Мрамори»: о том, как создается музыкальный альбом

В преддверии одного из самых ярких и значимых культурных событий этого лета в Петербурге — фестиваля GAMMA, который соберет не только ведущих электронных музыкантов мира и России, но и представит новые формы искусства, «Лампа» пообщалась с одним из участником — antrru. Музыкант рассказал о создании своего первого полноформатного альбома «Мрамори».

Проект antrru создан музыкантом Антоном Кильцовым, родом из Карелии. Музыкальный путь Антона начался с того, что в юности он продал свой сотовый телефон и купил синтезатор, однако осознанно заниматься музыкой стал с 2009 года. Перед сольным проектом antrru Антон Кильцов основал шугейз-команду nerpa, которая успешно выступала около трех лет, однако команда распалась. В название сольного проекта музыкант постарался вложить финское звучание и что-то от своего имени, в итоге получилось antrru.

Альбом «Мрамори»

— Писал альбом два года. Решил, что альбом «Мрамори» будет на русском языке. Можно сказать, что это вызов самому себе, потому что на русском языке для меня написать сложнее, чем на английском. Когда пишешь на русском, понимаешь, что ты доносишь слушателю, и это гораздо сложнее и ответственнее, потому что это уже не просто музыка, но и твои мысли. С английским языком этого не получится на 100%.

— Что ты хочешь донести слушателям этим альбомом?

 — Альбом очень личный. Например, есть песня о родителях. Этот альбом обо мне, но без самолюбования, максимально честный. Рассказываю о том, что думаю, что вижу, чувствую. Я не ставлю упор на стихи, делаю упор на сочетание русских слов с музыкой, как они звучат вместе.

Антон уверен, что самые лучшие песни получаются с первого раза., и альбом «Мрамори» собран как раз из таких треков.

— Ты садишься и за час делаешь песню целиком: и текст придумываешь, и партии, и аранжировку, а потом уже ничего не меняешь. Как будто кто-то за тебя всё делает, наверное, это и есть вдохновение. Конечно, я дорабатываю треки, но ощущение песни, когда она ко мне пришла, остается. Эти песни «пришли» сами. Они живые, честные и мощные.

antrru records his album 'Mramori' in home studio, 2015-12-13. St.Petersburg, Russia
AlexandraPerova, 2015-12-13.

 

Работа над альбомом

— Большая часть работы над альбомом прошла в деревне Волынь Новгородской области, куда я специально уехал в отпуск. У меня были наработки песен, даже почти весь альбом был, но треки были «сырые». Где-то нужно было что-то убрать или добавить, заменить семплы (записанный или срезанный звук — прим. ред.), проработать барабанные линии. Этим я и занимался вдали от городской суеты и социальных сетей. В Волыни была придумана и большая часть стихов на альбом.

Антон жил в дачном доме, куда привез немало оборудования, топил печку каждый день, ходил в баню и гулял с собакой по деревне.

— С утра спускался на первый этаж, затапливал печку, заваривал себе пуэр, готовил завтрак. Где-то по 16 часов в день играл, работал над песнями, с перерывами на прогулки. Бывало, что и ночью сидел. Обстановка там располагала к работе: тебя никто не отвлекает, ты сосредоточен и варишься в музыке целыми днями. Ты ложишься с ощущением трека, засыпаешь с ощущением трека, и просыпаешься с ним же, ничто тебя не сбивает, ты занимаешься только музыкой.

Песню «Маяки», которая вышла синглом, Антон написал в Калининграде, а текст и вокальную партию придумал на даче в Карелии, запись была уже в  Петербурге.

antrru records his album 'Mramori' in home studio, 2015-12-13. St.Petersburg, Russia
AlexandraPerova, 2015-12-13.

 

Набор инструментов

Инструменты, которые использует antrru, можно разделить на несколько составляющих. За басовые линии отвечает рековый синтезатор Mopho от Dave Smith Instruments, за синтезаторную часть, пэды (фоновый звук, характер звука) и секвенции (последовательное повторение мелодической фразы) — Nord lead 2, также в десктопной версии. Важную роль в музыке antrru играют семплы.

— В треках у меня сильно варьируются семплы, и от этого я точно не хочу отказываться. Раньше я использовал драм-машину, но она обладает ограниченным количеством звуков, и само звучание получается неживым. Использование семплов придает живость звуку. Раньше я резал семплы из разных песен или библиотек звуков, «подкручивал» их, и у меня получался коллаж из звуков. Сейчас, если я нахожу круто звучащую секвенцию, то я ее обыгрываю возможностями своих синтезаторов, не использую исходники, отхожу от дилетантского подхода использования семплов.

В каждой песне Антон обязательно использует гитару, которая зачастую не звучит как гитара.

— Она звучат как синтезатор с помощью обработки «педалями». Мне нравится сильная обработка звука, дилэи на гитаре. Мне кажется, в таком виде она наиболее гармонично сочетается с остальной частью моих инструментов, — рассказывает Антон.

IMG_1500

 

Процесс записи

Запись происходит в домашней студии antrru, в которую была переоборудована одна из комнат. Здесь есть много аналогового оборудования. Один из любимых инструментов Антона — винтажный аналоговый пульт Dynacord 1985 года, через который и записывался альбом «Мрамори».

— Альбом писал с другим подходом, нежели ранее. Раньше у меня был семплированный подход, когда из одного семпла я развивал композицию, и в процессе записи я не знал, каким трек будет в конце. Теперь сперва я сочиняю песню, делаю аранжировку, понимаю, какой песня должна быть. Репетирую ее, могу сыграть песню до двухсот раз, и когда понимаю, что владею материалом, приступаю к записи. Песню записываю на компьютер, потом обрабатываю, возможно, что-то добавляю и убираю. На сведение и мастеринг отдаю треки более компетентным людям. Лишнее профессиональное ухо идет только на пользу. Одному продюсировать свою музыку сложно, нужен сторонний взгляд.

Сейчас существует бесконечное количество плагинов, «железок», из всего можно извлечь звук, что на взгляд Антона, мешает написанию песни.

— Я понял, что мне гораздо проще писать музыку, когда у меня есть ограниченный набор инструментов. На этом альбоме я не использую плагины. У меня есть свой маленький оркестр, набор «железа» (инструментов), для которого я уже пишу песни. Мне нравится использовать множество звуков, синтезаторов, но «Мрамори» записан с определенным количеством инструментов и звуков. Кому-то это может показаться скучным, но, на мой взгляд, в этом есть свой шарм, ведь данный альбом будет обладать именно таким звучанием. Это ограничение выделяет стиль. Треки всё равно получаются разными по звучанию и по характеру, хоть они и записаны на двух «железках», гитаре, семплах и голосе. Почерк вырабатывается таким подходом, ограничением себя. Если хвататься за бесчисленное количество инструментов и звуков, то, мне кажется, можно легко потеряться.

IMG_1407

Работа над треками проходит в Ableton Live — это программа для написания, записи и проигрывания треков. Аналоговое оборудование подвязано к компьютеру, и через программу музыкант управляет ими.

— Четкой схемы создания трека нет. Я могу найти семпл, который мне нравится, и развить трек. А могу начать играть на пианино или гитаре, подобрать гармонию, и уже из этого развить песню. Всегда всё по-разному, я отталкиваюсь от того, что есть, что придумал изначально. Пробую написать ритмическую партию, которая подойдет, на мой взгляд. Потом начинаю развивать трек, что-то добавлять. Главное, что я пишу для определенного количества  инструментов: у меня есть несколько синтезаторов, только одна линия баса, гитара, голос и несколько линий для семплов. Важно, что придумать нужно так, чтобы это можно было сыграть вживую, а не просто с компьютера. Исходя из инструментов, я подбираю аранжировку и продакшн, подбираю тембр звучания. Качественная музыка звучит хорошо, потому что грамотно подобраны тембры, которые сочетаются друг с другом. Получается цельная картина. Тембр, это как краска, оттенок звука. Это называется вкус и постпродакшн.

Антон Кильцов отмечает, что определенных правил создания и написания песен нет, ведь каждый делает это самостоятельно, со своим видением.

— Мне мой вкус подсказывает, что здесь нужен такой-то семпл, здесь нужен такой-то звук. Нельзя сказать, как нужно делать, это неправильно. Я вдохновляюсь некоторыми музыкантами, но это не значит, что нужно делать, как они. Можно слушать, как они используют тембры, структуры, подмечать что-то интересное, а потом писать свое, и как можно чаще. Я пишу музыку каждый день.

IMG_1606

 

Добавим, альбом «Мрамори» вышел на белорусском Ezhevika Label в конце мая 2016 года.

Фестиваль GAMMA пройдет 23-24 июля на территории бывшей экспериментальной судостроительной верфи Санкт-Петербурга на Петровской Косе, 7. На пяти сценах выступят более 60 музыкантов, среди которых 25 иностранных хэдлайнеров и 40 русских артистов. Они представят широкий спектр музыки: от неоклассики до глубокого техно.

Помимо музыкальной составляющей на фестивале GAMMA будет представлено множество арт-объектов, рейсайкл-инсталляций, импровизированных арт-галерей. Будут открыты кинотеатр, лекторий, виниловый маркет и много другое.

ANTRRU:https://soundcloud.com/antrru

Текст: Смирнова Дарья

Фото: Александра Перова, Дарья Смирнова