Мозаика- один из видов декоративно-прикладного искусства, особенно интересно говорить о котором в Петербурге, ведь именно здесь в XVIII веке великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов не только стал первым в России осваивать технику мозаичного набора, но и создал первую мозаичную школу.
Сегодня в Петербурге невероятно широко представлено искусство мозаики, однако, чтобы увидеть это богатство, необходимо сделать над собой усилие, вглядеться красоту, которой пронизан наш город, переступить через шум рекламных баннеров, вывесок кафе и магазинов, замедлиться по пути на работу или очередную встречу и оглянуться вокруг.
Наиболее ярко и многогранно представлено мозаичное искусство в петербургском метрополитене, но и здесь мы зачастую наталкиваемся на собственную невнимательность.
Ведь все привыкли, что метро- это удобный и практичный способ передвижения, заходя в него, мы всегда стремимся куда-то, редко наталкиваясь на мысль остановиться на минуту и рассмотреть пространство, в котором находимся. Потому и задавая вопрос «Много ли станций метро Петербурга украшено мозаикой?», можно зачастую получить ответ «две или три» или даже услышать «А что, в метро есть мозаика?» (более редкий случай, но и такое встречается).
Такой проблемы у нас не может возникнуть, когда мы попадаем в музей или художественную галерею, место, в котором человек становится, прежде всего,зрителем, все помыслы его нацелены на созерцание. Произведения, находящиеся в таком пространстве, освещены определенным образом и занимают положение, максимально открытое для контакта со зрителем.
Пространство метрополитена обладает совершенно другими качествами, человек, заходя в метро, не может автоматически перейти в состояние зрителя, для этого необходимо сделать над собой определенное усилие, на которое он далеко не всегда способен. Также стоит заметить, что мозаика относится к декоративно-прикладному виду искусства, характерной чертой которого является встраиваемость в быт человека, в данном случае в интерьеры вестибюлей станций метрополитена, что вновь требует от нас определенной внутренней работы, направленной на созерцание пространства, внимания к его деталям.
Часто ли мы, находясь на станции метро «Маяковская» замечали, что весь ее вестибюль выложен ярко красной смальтой, а в конце, уже ближе к эскалаторам, словно с вызовом, смотрит на нас портрет великого поэта, словно с вызовом белеющий образ на красном фоне, создавая контраст, свойственный для самой фигуры Маяковского. Думаю, конечно, замечали, на это сложно не обратить внимания, но осознавали ли мы, что все это искусство мозаики, что оно имеет своего автора (Юрий Могилевский), содержит определенную идею, смысловую нагрузку.
Тем не менее, пространство метрополитена являет собой синтез самых различных видов искусства. Архитектура, скульптура, мозаика, витраж, живопись, все соединяется в единое целое.
Мозаика в метрополитене начала появляться еще на первой проложенной линии от станции Метро «Автово» до станции «Площадь Восстания», главной темой, смысловой нагрузкой убранства метро являлось прославление своей страны.
Одной из самых старейших станций метро, украшенной мозаикой, стала станция метро «Автово». Станция была заложена в 1955 году, через 10 лет после победы в Великой Отечественной Войне. Именно поэтому главной темой оформления станции стала Оборона Ленинграда. Панно «Победа»работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова очень характерно для своего времени. Мы видим сильную женщину, стоящую на пьедестале, держащую на плечах ребенка, над ее головой возвышается надпись «Миру мир». Из-за фигуры Победы словно языки пламени вырываются красные знамена со штыками.
Еще одним ярким примером прославления своей страны в мозаичном искусстве метро советского периода, является панно на станции метро «Владимирская». Панно под названием «Изобилие» располагается над эскалатором, авторами его являются известные советские мастера А.Л. Королев, В.И. Снопов и А.А. Мыльников. На нем изображены люди разных национальностей, граждане Советского Союза, у их ног лежат горы фруктов, овощей, пшеницы, все нацелено на то, чтобы продемонстрировать благополучие и богатсво своей страны.
Время идет, метро продолжает развиваться, меняются не только темы убранства станций, но и подход к их исполнению. Станция метро «Озерки», открытая в 1988 году, являет нам собой совершенно иную мозаику. Темой этих панно является природа, необычайно редкий сюжет для мозаики в пространстве метрополитена того времени.
«Венок», «Отражения» и «Озера», мозаики совершенно другого свойства, сдержанность цветовой гаммы, плавность форм, которой достаточно сложно добиться в таком искусстве как мозаичный набор, изображения обладают удивительной гармонией и естественностью.
Еще одним ярким примером развития мозаики в петербургском метро является станция «Достоевская», открытая 1991 году. Станция, полностью оправдывающая свое название.
Удивительное по своему воздействию мозаичное полотно «Петербург Достоевского» (С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук) являет собой выдержанную в черно-белой гамме мозаику из естественного камня, заключенную в ассиметричный портал. Сочетание черного и белого, резкость линий, все это очень напоминает печатную графику. Громада собора, возвышающаяся на фоне черного неба, канал, уходящий в бесконечность, изображение мгновенно навевает сюжеты из «Преступления и наказания», «Униженных и оскорбленных» и других произведений Федора Михайловича, действия которых разворачиваются в Санкт-Петербурге.
Мозаика в метрополитене не утратила своей актуальности и сегодня, появляются новые станции, создаются интересные мозаичные изображения, рождаются новые сюжеты
Так в 2008 году была открыта станция метро «Волковская», её украсили два декоративных панно, выполненные из различных оттенков мрамора в технике флорентийской мозаики. Оба панно изображают окрестности деревни Волково и реки Волковки.
Панно, изображающее реку Волковку, создает интересный эффект, ломаные линии, сдержанная цветовая гамма, идеально передающая оттенки и настроения поздней осени, все это создает удивительно лиричное настроение. Этот же эффект усиливается, стоит только взглянуть на другое панно. Деревня, ее окрестности, все это будто вырывается из белого мраморного фона, вместе с пролетающими в небе птицами.
Лиричность и теплота, так ощутимая в этой работе, усиливается, стоит только разглядеть обитателей этого тихого места: сову, внимательно смотрящую прямо в глаза зрителю и рыжего кота, идущего ей навстречу.
Одной из новейших мозаик метрополитена является панно на станции «Международная» (открыта в конце 2012 года), «Атлант, держащий Землю» и спустя три года после своего создания вызывает споры у публики, некоторым изображение атланта нравится, они считают его ярким и монументальным, многие же склонны считать образ гипертрофированным и нелепым, а качество исполнения грубым, плохо передающим нюансы.
Тем не менее, панно «Атлант, держащий Землю» сложно не заметить, попадая на эту станцию, оно действительно привлекает много внимания, того самого, которого иногда не хватает искусству мозаики в пространстве метрополитена, искусству сложному и такому многогранному.
Разумеется, в данном тексте не освещена и половина мозаик и интересных объектов художественного свойства, которые мы можем увидеть в петербургском метро сегодня, на эту тему можно было бы написать целую книгу, научный труд, осветить имя каждого автора, рассказать об истории, сюжете, художественных аспектах каждой мозаики.
Но может быть это станет поводом для того, чтобы заходить метро каждый день не только как пассажир, спешащий с одной станции на другую, но и как зритель, чувствующий, сопереживающий, ощущающий каждый день красоту города, в котором он живет?
Автор статьи: Подольская Ксения
Фото:
http://ic.pics.livejournal.com/
http://one-in.spb.ru/
http://img-fotki.yandex.ru/
http://forus-spb.narod.ru/
upload.wikimedia.org
http://img2.ntv.ru/