Ленинградский Нуар. Попытка уловить ушедшую эпоху

Фотохудожественная группа «Ленинградский Нуар» — объединение, цель которого уловить и запечатлеть ускользающую эстетику Ленинграда города, которого нет на картах.

Ленинград — город-декорация, город-кино, город истинного нуара. В закоулках этого мрачного строгого города, в его проходных дворах, парадных, коммунальных квартирах, в парках и питейных заведениях творятся произведения искусства, и, конечно же, проходят съемки фотогруппы «Ленинградского Нуара». Фотографы проекта фиксируют городские локации, которые, на их взгляд, несут в себе энергетику ушедшей эпохи, хранят приметы ленинградского быта и духа. 

Город на Неве именовался Ленинградом с 1924 по 1991 год. Воспоминания об этом периоде в истории у многих ассоциируются с 900 днями Блокады. Эти страшные дни оставили неизгладимый след в облике города и его восприятии. Для кого-то Санкт-Петербург — один из мрачнейших городов, и Вторая мировая война с ее последствиями для тогда еще Ленинграда и пригородов лишь усилили эти настроения. Намеренно сложный, безусловно, полный боли ленинградский текст, описывающий сравнительно небольшой период в истории, растворился во времени, но в то же время сохранился в атмосфере современного города. Поэтому все происходящее в кадре «Ленинградского Нуара» анахронично, запутано. В историях, зафиксированных в фотосессиях, нет четкой хронологии действия: создается впечатление потерянности во времени, дезориентации, это не удивительно, ведь цель проекта — обретение духа ушедшей эпохи в реалиях нынешней.

Крушение иллюзий и разочарование, которое ощутили многие в конце прошлого века, в то же время, когда Ленинграду вернули исторического именование, нашло непосредственное отражение в горечи городского пространства. Этот фатализм неизменно присутствует в сюжетах фотосессий проекта, придает ему элементы романтического повествования. Создается настроение утраченного времени, ощущение невозвратности прошлого, роковой предопределенности и всеобъемлющей безнадежности, в современном мире город Ленинград уже знает, что его не существует. История этого города посредством фотографии рассказывается так, что становится понятно, что у него нет никаких надежд на будущее. Остается только вновь и вновь оживлять обреченное на забвение прошлое. Авторы подчеркивают чувство утраты, ностальгию, отсутствие четких приоритетов, неуверенность. В конечном счете все эти ощущения нуар трансформирует в манеру поведения персонажей и в некий стиль. Ведь в таком мире стиль приобретает первостепенное значение — он служит защитой от бессмысленности, конечности существования. Это одна из основополагающих идей «Ленинградского Нуара»: Ленинград — это не самый восхитительный мир, но это мир, в котором жили многие, ставшие символами этого города. Можем с уверенностью утверждать, что проект эстетически и социологически убедителен. Нередко ленинградцы, увидев в черно-белых снимках «Нуара» дух эпохи, уходящие моменты, артефакты и, конечно же, лица горожан, не верят, что эти кадры сняты после 2010-х годов.

Мрачность фотосессий и местами нуарная романтичность проекта обусловлена историей города и климатическими особенностями. Так, в кадре преобладают прямые вертикальные или пересекающие его линии, символизирующие несломленный дух города, роднящие его со стилистикой немецкого экспрессионизма. Такое построение кадра вполне соответствует городской среде, вторит ритму улиц, паутине проводов. Косые линии дробят и раскалывают кадр, делая его тревожным и неустойчивым.

Создателям «Ленинградского Нуара» интереснее стиль, а не идеи. Проект критикует и по-своему интерпретирует социальные условия, в нем нет стремления к социологическим обобщениям. Поскольку данный проект — это, прежде всего, Стиль, его создатели, всецело осознавая своеобразие жанра, предлагают скорее визуальное, нежели идейное развитие конфликта, что нелегко воспринимается, учитывая современные тенденции.

Движение в сторону реализма репортажной или уличной съемки в современной фотографии вполне соответствует настроениям. Зритель жаждет более честного и сурового взгляда. Во многом благодаря этой реалистической тенденции «Ленинградский Нуар» вышел за рамки стилизации, но он не сможет стать так называемой «живой» фотографией, лишь потому, что проект нацелен на фиксацию уже не существующего. Именно поэтому фотоработы проекта на первый взгляд кажутся несколько манерными и условными по сравнению с работами мастеров репортажа.

Съемки «Ленинградского Нуара» дают возможность творческой реализации всем, кто принимает участие в процессе, позволяя любые изыски в рамках заданной стилистики. В проекте снимались, помимо авторов, музыкант и актер Александр Лушин, художник и искусствовед Андрей Хлобыстин, поэт и музыкант Алексей Никонов, коллектив группы «Барто» и многие другие.

Состоялись две выставки работ проекта: первая — 2 декабря 2017 года в рамках фестиваля «Русская смерть» в бывшем ДК им. Газа, вторая — 13 января 2018 года в пространстве «Баланс Белого» в «Этажах».

Последняя выставка не смогла вместить всех желающих, да и за время, прошедшее с ее момента, работ заметно прибавилось. Поэтому не так давно было принято решение организовать краудфандинг-кампанию (народное финансирование) для подготовки масштабной выставки в декабре этого года.

Познакомиться с работами проекта можно здесь:
Инстаграм: instagram.com/leningrad_noir/
Вконтакте: vk.com/leningrad_noir
Фейсбук: facebook.com/leningradnoir/