Сегодня понятие «художественная галерея» не только в России, но и в мире используется очень широко. Под этим термином могут скрываться совершенно разные явления. Третьяковская галерея в Москве является государственным музеем, а галерея Марины Гисич в Санкт-Петербурге — частным предприятием. С развитием современных технологий понятие «художественная галерея» уже начинает применяться даже в отношении интернет-магазинов, торгующих произведениями искусства. Последним и посвящена данная статья.
Мы уже привыкли к тому, что через интернет можно осуществлять множество самых различных операций, связанных с приобретением чего-либо: заказывать билеты на самолет или поезд, бронировать номера в гостиницах, совершать самые разные покупки.
С активным развитием арт-рынка, через интернет можно покупать и произведения искусства, ведь они тоже являются товаром. Французский фотограф и коллекционер Жан Пигоцци замечает, что приобретение искусства в интернете ничем не отличается от покупки одежды. Сегодня мы можем увидеть как знаменитый аукционный дом «Sotheby’s» запускает совместный проект с eBay, а самый известный коллекционер Чарльз Саатчи создает интерактивную арт-платформу интернете.
Брайан О’Догерти, ирландский художник, критик искусствоведения и писатель рассматривает галерею как некое идеальное пространство, «белый куб», входя в который человек растворяется, подобно вхождению в храм, остается только «Зритель» и «Глаз», все индивидуальные черты должны остаться за пределами «куба». Кроме того, О’Догерти рассматривает галерею как определенный контекст, который не только формирует вещь (произведение искусства), но и сам, в конечном счете, может представлять под собой художественную единицу.
Хотя О’Догерти говорит о галерее в ее привычном контексте, т.е. как об определенном материальном пространстве, мы начинаем задумываться о том, что это можно применить и в отношении интернет-галереи, так как она тоже является своеобразным пространством. Если учесть тот факт, что сегодня с развитием технологий изменились и наши способы восприятия информации и выстраивания отношений с окружающим миром, то можно предположить, что в определенных случаях интернет-технологии могут создать еще более сильный эффект погружения в пространство виртуальной галереи.
Говоря о художественной галерее в ее привычном контексте, стоит заметить, что ее процветание основано не только на коммерческом успехе, но и на степени культурного художественного резонанса.
Именно поэтому, мы сегодня можем увидеть, как активно расширяется деятельность современных художественных галерей: они занимаются не только выставочной деятельностью, продажей произведений искусства, но и просветительской работой, которая сегодня имеет множество форм: это и концерты, и лекции, мастер-классы, театральные представления, поэтические вечера и многое другое.
Говоря о продаже произведений искусства в художественных галереях, которая является важной частью их функционирования, мы обращаемся к сфере арт-рынка, значение которого так велико сегодня в мире искусства, что способно корректировать его законы.
Некоторые арт-критики полагают, что рост арт-рынка во многом губительно сказывается на развитии искусства, так журналист и художественный комментатор Сурен Маликян замечает: «Визуальная культура исчезает, хотя рынок искусства постоянно лезет вверх,- вот великий парадокс нашего времени. Имена художников значат все больше, а произведения искусства, к которым они прилагаются, все меньше».
Действительно, арт-брендинг сегодня достиг невероятных масштабов. На самых крупных аукционах покупают не столько произведения, сколько имена. Так в 2007 году один британский репортер обратился к аукционному дому «Christie’s» с предложением выставить на торги портрет Сталина, который долго висел у него дома. Репортеру было категорически отказано в этом. Тогда журналист обратился к небезызвестному художнику Дэмьену Херсту, который «подправил» портрет Сталина, пририсовав рядом с носом Иосифа Виссарионовича красный круг и оставив на полотне свой автограф. «Christie’s» с охотой принял эту работу и продал ее на торгах за 140 тысяч фунтов.
Не берем на себя ответственность говорить плохо или хорошо то, что арт-бизнес сегодня больше завязан на громком имени и бренде, чем на художественных свойствах. Быть может, создание этого бренда тоже есть важный фактор развития искусства. Стоит вспомнить Энди Уорхолла, который культивировал идею конвейерного арта, и в итоге сделал из себя настоящий бренд, оказал значительное воздействие на дальнейшее развитие искусства. Так или иначе, большинство художников задумывается о способах реализации своего искусства, извлечении из него прибыли, которая подразумевается не только как денежный эквивалент, но и как определенная позиция в мире искусства.
Интернет-галереи являются сравнительно новым предприятием, несомненно, все еще похожим больше на интернет-магазин нежели на галерею. Посещая многие сайты интернет-галерей, мы сразу встречаем расценки на картины, некоторые сайты предлагают подобрать произведение, руководствуясь размерами желаемой покупки (картины) или ее формы, цвета, иными словами, галерея отталкивается от запроса клиента (что вполне логично), от необходимости покупателя заполнить чем-то свой интерьер. В этом нет ничего плохого, так как такая галерея обязана удовлетворить потребность покупателя в первую очередь.
Тем не менее, обращаясь к подобным ресурсам, мы можем увидеть, что интернет-галереи занимаются не только продажей картин, хотя это является превалирующей силой, но и публикуют статьи о вопросах современного искусства, освещают новости арт-мира, создают интернет-каталоги с качественными иллюстрациями, содержательной сопроводительной информацией о художнике и его произведении.
Интернет сегодня предоставляет художнику возможность не только высказаться, быть услышанным и увиденным, показать свое творчество, но и реализовать его. Изучая интернет-галереи, было замечено, что в своем большинстве, они демонстрируют работы достаточно молодых перспективных авторов. Так, например проект OilyOil (http://oilyoil.com/ru) занимается исключительно продвижением молодых российских художников.
Интернет-галерея может создать прецедент, который станет рычагом продвижения того или иного автора. И если аукционные дома «Christie’s» и «Sotheby’s» выставляют на продажу произведения исключительно современных актуальных брендовых художников, то интернет-галерея может дать возможность сделать первый шаг и заявить о себе еще неизвестному автору.
Практически все подобные галереи имеют обратную связь, которая позволяет художнику обеспечить с ней деловые контакты. Можно предположить, что в интернете эти контакты создать несколько легче, чем выходить на прямую связь с галеристом или арт-дилером.
Так, например, Saatchi Art Online Gallery (http://www.saatchiart.com) занимается не только продажей произведений, но и является своеобразной социальной сетью для налаживания связей между художниками, арт-дилерами и покупателями. На сайте у художников есть возможность создавать персональные страницы и выкладывать свои работы, а покупатели, в свою очередь, могут связываться с художниками напрямую без посредников. На Saatchi Art есть блоги, форумы, постоянное обновление новостей.
Вспоминая идею «особого пространства», О’Догерти, понимаешь, что интернет-галерея не только способна продавать, но иногда даже может дать нечто большее, создать внутри себя особое поле для деятельности и развития искусства. И хотя в степень получения эстетического удовольствия от арт-объекта, размещенного в таком интернет-пространстве пока еще уступает прямому контакту зрителя и произведения (если мы говорим о традиционных формах искусства), интернет-галерея имеет множество преимуществ, позволяющих художнику показать свое искусство и реализовать его, покупателю приобрести произведение, не выходя из дома, а арт-дилеру обнаружить нового талантливого автора. А если учесть тот факт, что эти интернет-платформы начали активно развиваться сравнительно недавно, мы можем быть уверены, что это направление будет расширять зоны своей деятельности.
Автор статьи: Подольская Ксенья