Кинотеатр «Родина» начал прокат фильма «Человек — швейцарский нож» режиссёров Дэна Квана и Даниэля Шайнерта с Полом Дано и Дениэлом Рэдклиффом в главных ролях. Корреспондент «Лампы» побывал на премьере и рассказал о своих впечатлениях.
Перед премьерой я вообще не знал ничего о фильме. Даже не видел ни одного трейлера. Отчасти спас очень узкий прокат на территории РФ и слабая рекламная кампания. В Петербурге этот фильм показывает только кинотеатр «Родина», поэтому ни о каких больших билбордах, баннерах в сети и трейлерах на YouTube речи быть не могло.
Итак, о чём этот фильм? Этот фильм об одиночестве? Этот фильм о дружбе? О вере в себя? О неудачнике? Любви? Это комедия? Драма? Сатира? Вопрос «о чём фильм?» является самым сложным. Но не всё так трудно на первый взгляд. Если вы ничего не знаете о фильме, то в первые минуты он вас просто шокирует, потому что будет ломать модель восприятия. Этот фильм полон чёрного юмора, потому что Дениэл Рэдклифф играет окоченелый труп по имени Мэни. Вроде бы это мёртвый человек, неплохо бы его похоронить, но фильм взрывает мозг тем, что труп становится лучшим другом главного героя. Труп толсто троллит главного героя. Да что там, он сам становится одним из главных героев. Это не укладывается в голове очень долго, но ближе к середине фильма ты воспринимаешь труп как само собой разумеющееся.
«Человек — швейцарский нож» создаёт атмосферу одиночества подобно фильму «Изгой» с Томом Хэнксом. Но эта атмосфера не гнетущая. Желание вернуться домой отнюдь не самое главное в мотивации героев. Скорее, они специально бродят по этому лесу, чтобы разобраться с собой. Нет никакой спешки и желания возвращения. Есть ощущение, что «нам нужно домой!» — это фальшивое желание героя, который привык жить в обществе и в мире, которые сделали ему мало хорошего. Режиссёры применяют очень редкий приём раздваивания главного героя. Но только они не делают из него беднягу вроде Билли Миллигана, который вмещал в себя более 26 разных личностей, скорее, они отдают голос подсознания Хэнка, главного героя, трупу Рэдклиффа, который, в противном случае, был бы просто трупом, который Хэнк как городской сумасшедший повсюду таскает с собой. По сути, мы имеем камерный фильм и диалог с собой. Только эта камерность смешана с традиционными рамками историй вроде Робинзона Крузо. Именно это и даёт фильму ту необычность, которая цепляет.
Простой странный парень, которых иногда называют просто «фриками», пытается разобраться в жизни. В диалоге с собой (читай с трупом Мэни) герой рассуждает на разные темы: от отношений с давно умершими матерью и отцом, мастурбации до порнографии и видеосервиса Netflix. Герой говорит о категориях приличий в обществе, нормальности и безответной любви.
Режиссёры помещают героев в своеобразную «камеру», которая является не помещением в традиционном смысле, а открытым пространством. Но оно отнюдь не кажется таким свободным, как выглядит на первый взгляд. Хэнк находится в этом лесу где-то на западном побережье США и пытается разобраться в себе. Собственно, даже не важно, будет герой у себя в комнате, в столовой колледжа или библиотеке, он просто ведёт диалог с собой. Вообще фильм заставляет усомниться в реальности всего происходящего. Будто эта история случается в голове у человека, который беспробудно лежит в коме. Но как уже было сказано, это совершенно не важно.
Хэнк представляет собой не подростка, нет. Это не простая история о школьном неудачнике, который всего боится. Он вполне взрослый человек, который просто запутался. Во многом вопросы, встающие перед героем, это обычные вопросы, даже простые. Но, как мы знаем, ответы на простые вопросы зачастую очень сложны. Многие из нас задают их себе рано или поздно. Просмотр фильма «Человек — швейцарский нож» — хороший повод задать себе простые вопросы вновь. А герои, может быть, дадут вам возможность взглянуть на вашу жизнь под другим углом.
Конечно, перед зрителем в конце концов может возникнуть вопрос о серьёзности происходящего. Лично моё мнение, что этот фильм по содержанию идеи можно поставить в один ряд с такими лентами, как «Муви 43» или множество частей «Очень страшного кино». Актёры в этих фильмах снимаются больше по приколу, чем из-за гонорара. Но только в отличие от перечисленных фильмов «Человек — швейцарский нож» — это не просто дикий трэш, нарочито вульгарный и пошлый, он совсем не такой. Он лишь кажется таким. По сути, фильм очень многослоен. Этим он и прекрасен. Там полно абсурда, но он создаёт стиль, который выделяет фильм среди всех. Наверняка вы его запомните, даже если посмотрите один раз. «Человек — швейцарский нож» — это точно приятный сюрприз для тех, кто соскучился по хорошему кино, но устал пересматривать классику.
Автор текста; Влад Чертыков
Изображения:http://swissarmyman.com/