Art. Is. You. _Наталья Федорова

Стартовал важный для российского современного искусства проект Art. Is. You. Даже от человека образованного часто можно услышать: «В России нет современного искусства». Зачастую художников знают только специалисты. Проект преследует амбициозную цель — сделать русское искусство снова великим.
Основная идея состоит в том, чтобы представить современное российское искусство российскому и зарубежному зрителю. Показать различные формы современного искусства через личность художников и окружающий мир, который их вдохновляет.
Создатели проекта выбрали формат коротких видео на русском языке с английскими субтитрами, как самый удобный для восприятия в интернете.
Каждый фильм сделан в своей уникальной стилистике, подходящей данному художнику. Art. Is. You. экспериментирует с формами, стремясь расширить жанр документального кино, заимствуя приемы из видеоарта, музыкальных клипов и других форм искусства.

Первый фильм в серии посвящен медиахудожнице Наталье Фёдоровой. Пожалуй, она самый известный в России медиа поэт. Предельная чувствительность к тексту, вживание в слово как таковое, способность постоянно сдвигать языковые фронтиры – всё это помогает Фёдоровой рассказывать зрителю очень красивые и очень личные истории. Перформансы Фёдоровой о постоянной калибровке взаимодействия между ней (и человеком вообще) и «машиной, которой нужно дать голос». Она всегда стремится создать некое синтетическое творение, объединяя звук, видео, тело, текст. В своих работах Наталья Фёдорова конструирует новую эпоху и переходит границу, за которой скрывается завтрашний день.

Ольга Ремнёва

Лампа: Наталья, в России медиапоэзия является невыявленным дискурсивным полем, о существовании которого догадываются далеко не все. Хотя вполне возможно, что я ошибаюсь. Вы являетесь поэтом, медиахудожником, теоретиком литературы и искусства, дайте, пожалуйста, свое определение медиапоэзии. Что это такое?

Наталья: Даже не знаю, что нужно сделать, чтобы поле выявилось, и должно ли оно выявляться для всех смотрящих. Мы с Дарьей Петровой с 2014 года проводим фестиваль на Новой сцене Александринского театра, и последний мы проводили в апреле этого года, лаборатории проводились Еленой Демидовой, Анной Толкачевой. В феврале мы делали большую лабораторию ПЕРФОРМА в Новом пространстве Театра Наций. Работы, которые можно отнести к медиапоэтическим, встречаются на каждом крупном биеннальном проекте.
Медиапоэзия – это направление современного искусства, в котором соединяются технологии и поэзия для того, чтобы создать синтетическое произведение языкового искусства. Особую роль в таком произведении играет форма, материальность или медиа. Именно материальные свойства медиапоэзии делают ее не словом, а событием, передать которое невозможно на бумаге — зритель становится полноправным его участником и со-автором.

Л.: В фильме Art.Is.Natalia. Media poetry есть цитата: «Медиапоэзия — это такая совершенно необходимая вещь. Это перевод литературы в современность». Для меня это значит, что литература не обладает сейчас достаточной силой для того, чтобы быть услышанной. Это так или нет? Как технологии смогут трансформировать опыт чтения и написания текстов, а также — самого читателя?

Н.: Технологии, конечно, могут приблизить литературу к читателю и переместить ее на экраны компьютеров и смартфонов. И это именно так сейчас происходит. Каждый поэт, которого я знаю, публикует свои стихи в Фейсбуке или в специальных сетевых изданиях. Необходимость медиапоэзии в этой ситуации в том, чтобы показать, что экран может и должен быть не копией страницы, а другой, более сложной поверхностью, которая разрешает нелинейные, мультимедийные и генеративные формы. Поэтам привычно со словами и сложно с алгоритмами и интерфейсами, но не всем. И именно тех, для кого древняя и необыкновенно сложная технология письма так же привычна, как и письмо внутри генома или письмо алгоритмическое, мы называем медипоэтами: Анну Толкачеву, Helena Nikonole, Елену Демидову, Андрея Черкасова и других.

Л.: Еще одна цитата: «Я  слышу какие-то звуки, фразы. И я их соединяю не в синтаксическом порядке, а так, как мне хочется». Это о чем? То есть, слово, звук, фраза — для Вас это как средство поиска гармонии, смыслы каждый ищет сам? Какого-то конкретного высказывания вы не вкладываете в свои работы?

Н.: Это был ответ на  вопрос о том, как создаются мои работы, и в большей части о «On Language» или «На языке», в которой за поверхность письма вполне привычным концептуалистским жестом я беру речь другого, как правило, на иностранном для меня языке.

Л.: Как бы Вы прокомментировали лозунг, провозглашенный Маршаллом Маклюэном: «The medium is the message»? «Средство передачи сообщения само является сообщением»?

Н.: Это высказывание довольно часто комментируется и, кажется, уже набило некоторую оскомину. Речь в нем о том, что форма не нейтральна и не прозрачна, а несет в себе смыслы.

Беседовала: Зубкова Елена
Фото: https://www.facebook.com/pg/Art.Is.You.Russia/photos/?ref=page_internal