Фильм про себя и своего ближнего — «Кислота»

В Петербурге Александр Горчилин вместе со съемочной командой представили  дебютную работу «Кислота». Фильм про себя и своего ближнего.

История двух друзей, с первого взгляда абсолютно разных. Саша (Филипп Авдеев) — неуверенный, мягкотелый мальчик, пишет музыку и живет с бабушкой. Та любезно снимает с внука кроссовки и готовит котлетки, придушивая его мужскую самость. Отец пропал, мать сбежала медитировать в Камбоджу. Петя (Александр Кузнецов) — брошен отцом и не понят своей матерью. В его характере есть уверенность и жесткость собственных убеждений. Молодой человек знает, как правильно и неправильно, готов научить, даже навязать постулаты «правильной жизни».

Кислота врывается в жизнь друзей бессмысленной и глупой смертью приятеля (Вани). Тот в бэдовом угаре совершает самоубийство. С этого момента вещество является не только наркотическим, но и внутренним состоянием в сопровождении бутылочки с едкой эссенцией. В мастерской, в стерильно чистой и белой ванне художник (Сава Савельев) растворяет «пионЭра» в кислоте, якобы создает «новое искусство» — хорошая аллегория к окислившейся душе сегодняшнего молодого человека.
Будни двадцатилетних наполнены эфемерными тусовками, наркотиками и алкоголем, которые плавно перетекают в пустые и грязные половые связи — сцена совокупления в мастерской художника больше походит на театральную, нежели киношную. Стоит отдать должное «Гоголь-центру», актерам театра легко и свободно удаются эротические сцены, с особой эстетической тонкостью, где нет места пошлости.

Женские образы в фильме раскрыты не до конца, складывается впечатление, что любовь в глазах девушек спустилась на уровень ширинки и пресловутого желания выйти замуж. Молодежь можно охарактеризовать как «несчастный пубертат». Родители не интересуются детьми, их реакции и действия наполнены обывательскими нормами «так положено» и «так правильно», а молодые люди попросту погружены в рефлексию, когда мимо протекает жизнь, в которой необходимо себя применить. Все они лишь «кажутся», а не являются.

Саша обвиняет мать в своей слабости, робости, он буквально не может сказать «нет» и одновременно протестует, совершая первые «мужские шаги»: делает обрезание, бьет по лицу отца 15 летней девушки, с которой переспал, самостоятельно снимает кроссовки. Петя и вовсе выпивает кислоту и замолкает на половину фильма. На ум приходит Бергмановская «Персона», когда ты есть зеркало, через которое с тобой ведет диалог окружение Здесь все бутафория, есть лишь зависимость между главными героями, но даже дружба соткана из лжи и лицемерия.

Сцена в церкви побуждает к множеству вопросов. Саша выливает кислоту в воду перед крещением младенца, возможно, герой через убийство хотел растворить в себе мальчика, но то ли от страха, то ли от прозрения опрокидывает купель и убегает. В финале мы наблюдаем знакомую зрителю бутылочку, но уже в другой ипостаси. Предмет теряет основную функциональность, тем самым оставляя надежду на падение стены отстранения и непонимания, в которых погрязли герои нашего времени.

Нельзя сказать, что этот фильм о современном поколении, скорее, о столичных тусовщиках, которых не заботят проблемы друзей, не заботят они сами. Итог приводит к внутренней экзистенциальной урне, молодые люди пытаются отыскать улучшенную версию себя.

История картины задает вопросы, но оставляет их без ответа. По словам Александра Горчилина, он и не собирался чему-то учить, а лишь отобразил ту действительность, которая его окружала, и отчасти была пережита самим режиссером на определенном этапе жизни. Изображение, над которым работала оператор Ксения Середа, динамичное, яркое, одновременно сдержанное и не вызывает скуки, зритель постоянно вовлечен в диалог.

Стоит помнить, что быть интересным, чтобы просто быть — не побуждает любить, уважать и тянуться к человеку. Нынешней молодежи необходима здоровая рефлексия и воспитание убедительной личности, чтобы оставить этому миру больше, чем зарядку от айфона.