2000-е. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

Московский фонд культуры «Екатерина», который принадлежит российским коллекционерам и меценатам Екатерине и Владимиру Семенихиным, представил в своих стенах на Кузнецком мосту собрание работ отечественных художников, которые были сделаны в так называемый «золотой век» российского современного искусства. Период между 2000 и 2010 годом принято считать «золотым веком» не просто так. Именно в этот промежуток формируется рынок современного искусства, возникают в большом числе мастерские, галереи, фонды, музеи, находят себя многие художники. Это то время, когда российское современное искусство стало отвечать на запросы общества, превратившись в новомодный англицизм «art». Art стало модно приобретать и выставлять.

 WP_20160131_18_20_29_Rich

Вячеслав Мизин и Александр Шабуров «Синие носы»

Картины художников двухтысячных очень позитивны. Они, несомненно, отражают тот самый дух гедонизма, который поразил российское общество в период бурного экономического роста. Гламур, который был результатом мировоззрения российских нуворишей от Калининграда до Владивостока нашёл своё отражение не только в стиле жизни. Блеск, простота и ирония широкими мазками присутствуют в картинах экспозиции фонда «Екатерина». Искусство стремится к близости с теми, кто его потребляет, поэтому картины и инсталляции обыгрывают нашу с вами обыденность. Например, на картине Василия Щеголова «Блуждающая пуля», где компания молодых людей высовывается из старенького мерседеса, создаёт образ из фантазий подростков, которые выросли в 90-х. Образ стильной жизни, опасности, беззаботности и легкомысленности, словно манифест поколения. «А почему нет?», — будто ответ на ненужный уточняющий вопрос тех, кто постарше. «Хочу» и «wanna be», как флаги взвились над молодыми россиянами. Именно потребление и поведение напоказ очень точно относится к гламурному обществу двухтысячных. Внешний лоск со внутренней пустотой — это вообще один из столпов гламура, но стоит учитывать тот факт, что 70 лет люди и представить себе не могли, что хотеть и сиюминутно получать всё, что угодно, вообще возможно. Поэтому «хотеть» и «быть» стали жизненно важными словами в головах многих активных людей. Гигантский маховик гиперкомпенсации советской аскезы национального масштаба. Это реабилитация общества. Его спасительное грехопадение.

 WP_20160131_18_21_17_Rich

Василий Щеголов «Блуждающая пуля»

Заигрывание с советской ностальгией — это тоже огромная часть экспозиции. Головы Микки и Минни Маусов вместо суровых нахмуренных бровей рабочего и колхозницы, ордена за труд, висящие в небе на фоне российской действительности — всё это, несомненно, переживания по поводу недавней истории. Прошлое не остаётся в прошлом, а превращается в модный бренд. Будто олимпийка «олимпиада 80» поверх майки Lacoste. На картине Константина Звездочётова «Битва русских с советскими», в стиле мультика про барона Мюнхгаузена не сложно увидеть пародию на то, как одни стараются оградиться от других, не желая быть частью друг друга. Увы, советское отрицание двухтысячных уже не актуально в 2016 году, но это уже совсем другая история.

 WP_20160131_18_02_53_Rich

Константин Звездочётов «Битва русских с советскими»

Вся ирония над советским прошлым умещается в коробочке, где под грустную музыку, бедный Владимир Ильич вращается в своём стеклянном гробике, мило и нервно кашляя.

Очереди перестройки сменились кредитной истерией двухтысячных. Люди стремились обустроить свой быт, чтобы «перед людьми не стыдно было». Всем хотелось жить, как Кэрри Бредшоу из «Секса в большом городе». Муки выбора проиллюстрированы в картине Владимира Кожухаря «Техномаркет №3», где знакомая всем попутчица из метро выбирает один из множества холодильников.

WP_20160131_18_05_35_RichВладимир Кожухарь «Техномаркет №3»

В этот же холодильник можно поместить сыр да колбасу с картины Вячеслава Мизина и Александра Шабурова «Синие носы». После забитых полок холодильника в кредит, так классно сесть на диван в кредит, и упиваться успехами страны на многочисленных чемпионатах и евровидениях. По телевизору, который, конечно, тоже в кредит. Это очень смешно показано на гигантском полотне «Земля — Чемпион!» за авторством Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

 WP_20160131_17_56_35_Raw

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов «Земля — Чемпион!»

Образы веселья и ностальгии проходят через всю выставку. Ведь основной посыл работ, что они с нами и они про нас. Даже лайт бокс Сергея Братькова «Landing party» с эксцентричными десантниками у фонтана показывает, что даже десантники, как бы высоко они ни были от мира современного искусства, являются его частью.

WP_20160131_18_07_03_Rich 

Очень интересен контраст московской выставки с тем, что не так давно показал Русский музей в Санкт-Петербурге. На выставке «Россия. Реализм. 21 век» тоже были показаны работы современных художников, но только в отличие от Москвы, в Петербурге художники на своих полотнах работали с идеями о месте человека в новом мире. На картинах было очень много Людей, острых образов, которые действительно заставляли задуматься и порефлексировать. Московская и питерская выставки работали с примерно похожими образами, но подавали их принципиально иначе. Разумеется, тут нет никакой пресловутой войны между Петербургом и Москвой, потому что не город выбирает работы для выставки, а люди. Это показывает не то, какой город где находится на духовном уровне (этот вопрос останется за демагогами с Арбата и набережной Фонтанки). Это, скорее, отражает суть того, какую многогранную эпоху мы пережили. Двухтысячные стали не только временем наслаждений и больших денег (которые многие из нас так никогда и не увидели), но и временем, когда мы стали новыми людьми. Именно в это время дети, которые родились в перестройку и в начале девяностых, повзрослели и стали мало чем отличаться от своих ровесников в Австралии или Корее. Зрелые люди разочаровались в советской модели и не приспособились к новой. Те, кто моложе, научились жить в новых реалиях и нашли свой путь. Массовая западная культура пронзила всю нашу жизнь именно в двухтысячные годы, и образы, которые уже давно перестали иметь гражданство, стали близки и понятны всем, кто смотрит MTV. Мерлин Монро и Микки Маус, наряду с безликими крутыми парнями и девушками — главные герои выставки. Как и мы, ведь все эти работы про нас. Как бы некоторые из нас не хотели приблизиться к гордо парящим в небе десантникам — эскапистам, все мы — часть актуального искусства. Пусть уже не двухтысячных, пусть искусство второго десятилетия 21 века будет качественно иным, но оно не перестанет быть не про нас.

 Если будете в Москве, то зайдите посмотреть на себя в фонд культуры «Екатерина». Выставка фонда продлится до 31 июля 2016 года.

Автор статьи: Влад Чертыков