«Я тоже хочу сбыться». Интервью с художником Артёмом Филатовым

Художник Артем Филатов сегодня хорошо известен как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами. Его путь к успеху — череда очень важных проектов, связанных с локальной городской средой: организация выставок, фестивалей и мастерских для художников, сотрудничество с местными сообществами и отдельными горожанами. За калейдоскопом разных событий, важных как в арт-среде, так и в поле общегородской культуры, многие забывают, что Артем был и остается в первую очередь художником. За четко выверенными, логичными и обоснованными действиями у него стоит сложный процесс взаимодействия с окружающей реальностью через взгляд, прикосновение, через причудливые ассоциативные ряды и неочевидные культурные ассоциации. В этом взаимодействии зарождаются проекты, участниками или зрителями которых мы потом становимся. В фильме Art.Is.Artem можно увидеть как произведения Артема прошлых лет – раннюю живопись, городские инсталляции, так и работы, которые находятся в процессе создания или существуют только на уровне общих идей и концепций.

Текст: Алиса Савицкая, art expert

В дополнение к твоей биографии хотелось бы добавить эмоций. Расскажи, какой ты художник? Можешь абстрагироваться и представить, какие чувства и эмоции вызвали бы у тебя собственные работы, не будь ты их автором?

Я не удивлен тому, что к моей деятельности хочеться «добавить эмоций». Со стороны, как мне кажется, то, чем я занимаюсь, выглядит очень рациональным, холодным, без сюрпризов и неожиданностей. Мне и вправду близко такое строгое, можно сказать скучное искусство, которое не пытается конкурировать на визуальном языке с контрастной рекламой и информационным шумом. Такое искусство не ставит своей задачей удивить за первые три секунды, а раскрывается только при медленном рассмотрении.

Основные твои работы так или иначе связаны с Нижним Новгородом. Ты исследуешь его как живой организм: история, артефакты, дома, пространства, люди. Какие открытия ты сделал во время исследования города? Не имеются в виду какие-то исторические\археологические открытия, вопрос в культурных кодах, универсальных для разных поколений людей.

Конечно, выставка «Обратно домой» в здании бывшего Музея нижегородской интеллигенции — это самое больше открытие, которое охватило далеко не только жителей Нижнего Новгорода. Самое важное, что это коллективное открытие, произошедшее стараниями таких людей как Сергей Сипатов и Иван Богомолов, которые изучали историю музея до меня. Также я очень рад знакомству с семейством Куликовых, чей дом участвовал в фестивале «Новый Город: Древний», который я проводил в 2015 году. Они оказались потомками семейства декабристов Поджио, и, во многом вдохновившись ими, мы сняли документальный фильм вместе с режиссером Дмитрием Степановым «Теплые стены».

Лично ты с чем бы сравнил свои работы, их визуальную и смысловую стороны?

Нижний Новгород весьма литературоцентричный город, чье устройство очень благоприятно влияет на романтизацию его пространства. Вместо образов я больше использую метатекст, который позволяет рассматривать не предметы и явления как единицы, а их соотношение и связь с окружением. Есть чужой опыт, который мне очень близок, например, проекты по ревитализации заброшенных зданий художника Тистера Гейтса или парковые монументы Яна Гамильтона Финлей. Однажды мои работы сравнили с «записками культуролога», это очень похоже на правду, так как я часто обращаюсь не столько к произведениям искусства, сколько к книжным миниатюрам, текстам, научным работам.

Не думал ли ты, что зациклился на Нижнем Новгороде, что он стал для тебя той зоной комфорта, из которой сложно выйти?

Конечно, когда ты работаешь в такой близости с локальным контекстом, этот процесс проявляет и свои негативные стороны. Но работая внутри, я много изучаю вещи за пределами моего города. В этом году я был в резиденции в Швейцарии в течение месяца. Я проводил там исследования по интересующим меня темам, одна из которых связана с биографией писателя Джеймса Джойса. Но все равно большую часть зарубежного опыта я потом использую в Нижнем Новгороде.

По образованию ты пиарщик. Не возникает ли у тебя внутреннее противоречие между художником и пиарщиком? Ты уверен, что всегда объективен?

Я часто выполняю роль художника-куратора, и для меня это естественный процесс, который позволяет создавать более действенные, междисциплинарные проекты. Это можно связать и с образованием.

Есть ли у всей твоей творческой деятельности конечная цель?

У Экзюпери в «Цитадели» об этом прекрасно написано: «Отыщи каждому место и помоги сбыться». Я тоже хочу сбыться.

Видео:
Idea&Creative Direction: Julia Chernysheva Producer: Natalia Skliarova Director: Elena Tsirukina Editing: Margarita Zakharova Director of Photography: Andrey Denisov Sound Design: Aleksandr Vanyukov Producer Assistant: Ekaterina Simonova Color Correction: Egor Pigalev Production: Hermes Production

Общался Даниил Довженко

Сайт проекта: ArtIsYou