Хватит зарабатывать на Бэнкси!

Пока все вокруг пытаются нажиться на таланте Бэнкси, этот гений уличного искусства не перестает раздавать пощечины корыстному обществу. Вы платите несколько сотен или тысяч рублей, чтобы посмотреть на его работы в каком-нибудь выставочном зале, а он просто разрезает свою картину, которую оценили в 1,4 млн долларов. Если вы действительно уважаете художника в этом человеке, ваша нога не должна переступать ни один порог выставочного зала с вывеской «Бэнкси».

Возьмем, к примеру, выставку в России, в Москве и Петербурге. Это первый привоз работ Бэнкси в нашу страну, но это не должно вас прельщать. На входе публику сразу же встречает парень, предлагающий сфотографироваться в стиле работ Бэнкси. Берете с другом в руки по банану, встаете перед специальным фоном и, вуаля, вы как Винсент Вега и Джулс Уиннфилд из «Криминального чтива» на известной работе Бэнкси. Это не бесплатно, разумеется. Бесплатно только в телефонной будке можно сфотографироваться, либо на фоне огромной красной стены с надписью BANKSY.

Если о Бэнкси вы ничего не знаете, и просто пофоткались на крутом красном фоне в начале выставки, в следующем помещении вам покажут фильм с краткими выдержками биографии художника – на экранах в 360 градусов и под бодрую громкую музыку. На этом моменте я бы рекомендовала закончить знакомство с выставкой и посмотреть лучше фильм «Выход через сувенирную лавку» про уличных художников и Бэнкси в том числе. Кино расскажет вам намного больше об этом гении, чем выставка.

Работа «Мона Лиза», самая первая на выставке, сразу должна дать вам понять, что ничего общего с Бэнкси все это мероприятие не имеет. Этой картиной, где смешаны разные стили, Да Винчи и поп-арт, художник показывает не только абсурдность таких изображений как «Джоконда», но и то, что в изобразительном искусстве мы лишены возможности выбирать свой визуальный ряд, должны подчиняться воли кураторов и галеристов. За нас решают, что достойно для показа, а что нет. То же самое организаторы делают и с работами Бэнкси, и это противоречие должно вас взбесить. Сам автор против этой «мишуры», но вам предлагают познакомиться с ним именно таким путем.

Бэнкси не заставляет людей платить, чтобы увидеть его работы, уж тем более за фотографии его работ. Организаторы хвалятся, что снимки были сделаны специально для выставки, но от них веет мертвечиной. Бездушные фотографии, которые только убивают весь смысл граффити Бэнкси. Ведь большую значимость работе придает конкретное место и стена, на которой ее оставили.

К примеру, на одной из стен в лагере для беженцев в Кале художник изобразил основателя компании Apple Стива Джобса как сирийского беженца, с мешком и компьютером. «Нас часто убеждают в том, что миграция — это ущерб для принимающей страны, но Стив Джобс был сыном сирийских мигрантов. Apple — компания с самым большим доходом в мире, ежегодно она платит семь миллиардов долларов налогов. И все это благодаря тому, что страна приняла к себе молодого сирийца из Хомса», — писал в 2015 году Бэнкси.

Нарисуй он Джобса на любой другой стене, и никакого смысла в работе уже не было бы, либо он был бы совсем иным. На выставке же вам предлагают просто посмотреть на фотографию этой работы и послушать объяснение аудиогида, который озвучен так, как будто вы на обзорной экскурсии какого-нибудь города. Аналогичная история и с работой «Хорошо висящий любовник», которую художник нарисовал на стене клиники сексуального здоровья в Бристоле. Фотографий этого граффити полно и в интернете, зачем платить деньги, чтобы посмотреть на фото, непонятно.

Переходя из одного зала в другой, видя работы Бэнкси из частых коллекций в рамочках либо снимки его работ, на меня неожиданно нахлынула тоска и скукота. Разве эти слова могут стоять рядом с именем британского художника? Мне и самой не верится, что я пишу их вместе, но нужно признать, что было скучно, и что последние залы я прошла, почти не останавливаясь. Хотелось скорее выбежать из этого замка обмана.

Да, всё красиво, стильно оформлено, но слишком сильно веет искусственностью. Не верю, что Бэнкси такой. Он протест и самая что ни на есть реальность, правдивость, смелость и скандальность. Его работы должны пробуждать в нас хоть какую-то совесть и призывать к ответу, а не становиться фоном для очередной дурацкой фоточки в Instagram. Давайте встанем и загородим собой девочку из известной работы Бэнкси, как будто это мы отпускаем воздушный шарик! Больше, видимо, в головы ничего не приходит. Разве такие люди поймут истинный смысл работ Бэнкси?

Зато на них можно заработать, попытавшись даже на выходе с выставки продать какую-нибудь футболку с принтом BANKSY в модной упаковке. Им уже внушили, что Бэнкси – это очень круто, значит, и заполучить что-нибудь с его логотипом будет очень круто. Он и правда такой, но как раз за счет того, что стоит выше всего этого и не пытается заработать на своей гениальности. Кто-то упрекнет его в том, что он продает копии своих работ частным коллекционерам, но ведь он только насмехается над ними – как можно покупать его работы за какие-то безумные деньги? История с самоуничтожением картины «Девочка с шаром» на аукционе Sothebyʼs 5 октября – одно из лучших этому доказательств. Бэнкси встроил в раму, где находилась работа, шредеры. После удара молотка механизм сработал и разрезал изображение, оцененное в 1,4 млн долларов. «Шло, шло и ушло», — написал Бэнкси в своем Instagram. Не красавчик ли?

На загладочку про выставку хочется отметить одну деталь, случайно подмеченную уже при выходе. Внутри Манежа Конюшенного ведомства, где она проходит, туалетов для посетителей не предусмотрено. На улице установлены два био-туалета, в лучших российских традициях. При выходе из одного из них девушка, только что побывавшая на выставке, со злобой произнесла: «Б****, 600 рублей». Столько стоит посмотреть на Бэнкси в Петербурге в выходной день.

Текст: Смирнова Даша