Хроники неслучившейся революции

Кинотеатр «Англетер» в Петербурге стал одной из площадок очередного фестиваля документального кино «Артдокфест». 4 декабря в рамках конкурсной программы был показан фильм молодого режиссёра Константина Селина «Хроники неслучившейся революции».

Для многих дальнобойщики — это олицетворение свободы. Романтика путешествий и мужской работы всегда делала привлекательным лицо этой профессии. За многие годы дальнобойщики стали важными функционерами современной экономики. Благодаря им мы имеем продукты в холодильнике, одежду в шкафу и ноутбук на коленях. Константин Селин провёл с этими людьми полгода и снял про них невероятно проникновенное и жизненное кино.

1

Документальный фильм «Хроники неслучившейся революции» описывает события полугодовой забастовки дальнобойщиков, которые встали лагерем возле ТК «МЕГА Химки» в Москве в конце 2015 года. Водители протестовали против системы взимания платы с большегрузов «Платон». Возмутились действиями российской власти те люди, которые, казалось бы, являлись самыми ярыми её сторонниками. В 2011 году во время прямой линии с президентом люди, подобные этим дальнобойщикам, говорили о том, что могут приехать в Москву и разобраться с бунтующими хипстерами (речь идёт об эпизоде во время прямой линии с Путиным 15.12.2011, когда рабочие из Нижнего Тагила предложили Президенту России свою помощь в подавлении акций протеста в Москве). Теперь же эти самые люди ощутили себя брошенными и обманутыми. Система «Платон» ударила по этим людям и многих довела до отчаяния.

2

«Платон» имеет под собой вполне рациональное обоснование. Как говорят её создатели, большегрузные автомобили разрушают дороги, потому что часто идут с перевесом. Да и за границей уже давно существуют подобные системы. Дальнобойщики парируют официальные заявления и подкрепляют их своими научно доказанными аргументами: одна фура разбивает асфальт не больше, чем три легковых автомобиля. Но для того, чтобы выделить деньги на ремонт разбитых дорог и улучшать уже имеющиеся, было принято решение собирать дополнительные деньги с водителей большегрузов. Последним такое совсем не понравилось. Во многом «Платон» вызвал такое сильное сопротивление дальнобойщиков потому, что их просто поставили перед фактом.

Дальнобойщики цитируют слова Владимира Высоцкого: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков». Эти слова проходят красной нитью через весь фильм. Вообще создаётся ощущение, что эти простые рабочие мужчины одни против целого мира. Режиссёр смог передать эту атмосферу обречённости. Но знаете, это далеко не фатализм. Водители не были одиноки. Хоть они и были стеснены обстоятельствами, но люди со всей Москвы оказывали помощь, приносили деньги, продукты, одежду, топливо.

3

В фильме показаны десятки человек, но основное внимание приковано к двум дальнобойщикам Олегу и Андрею, которые, по словам самого режиссёра Константина Селина, стали ему близкими друзьями. Режиссёр познакомился с Олегом, Андреем и другими дальнобойщиками в Петербурге, когда они в ноябре 2015 года пытались попасть на встречу с Министром транспорта России Максимом Соколовым в администрации Московского района. Однако им это не удалось. Недолго думая, дальнобойщики решили идти на Москву колонной из большегрузных автомобилей и перекрыть МКАД.

Фильм «Хроники неслучившейся революции» уникален тем, что показывает изменения героев картины.

В начале мы видим возмущённых мужчин, которые хотят добиться справедливости. Их негодование растёт к середине фильма, и потом у некоторых просто сдают нервы. Зритель видит слёзы взрослых мужчин, которые не видят радостной перспективы.

Один из героев облокачивается на огромный руль грузовика, отворачивается от камеры и тихо сквозь слёзы говорит: «Ничего не получится».

Константин Селин и герои фильма вкладывают в картинку очень глубокий смысл. Они говорят, что фильм рассказывает о пробуждении сознания. Именно возможность увидеть мир без пелены лжи и пропаганды помогает предпринять решительные действия. Конец фильма показывает результат этих действий: тысячи дальнобойщиков по всей стране добились того, что их услышали. Так, к концу весны 2016 года штраф за неуплату «Платона» был уменьшен в 100 раз, а сами водители создали ОПР — Организацию перевозчиков России. Победа хоть и не была стопроцентной, но все эти люди чего-то добились. Кто сражался — уже не проиграл.

4

Ближе к концу фильма произошел очень эмоциональный момент. Один из героев приехал на несколько дней домой в Петербург, его встретила жена и сын. На кухне супруги обсуждали сложившуюся ситуацию, и жена в этот момент взяла фотографию, сделанную в лагере протестующих дальнобойщиков, внимательно посмотрела на нее и сказала: «19 человек. И вы хотите провести революцию?» На что муж ей ответил всё теми же знаковыми словами Высоцкого: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков». «Хроники» не только поднимают на поверхность политические и экономические проблемы российского государства, но и искренне рассказывают об отношениях мужчин. Дальнобойщики — это действительно что-то вроде братства, где каждый друг другу почти как родной.

После показа картины на сцену «Англетера» вместе с режиссёром поднялись и некоторые герои картины. Они ответили на вопросы из зала, рассказали, как складывается жизнь частных дальнобойщиков сегодня (не совсем радостно) и поделились своим взглядом на мир. Например, Олег произнёс очень проникновенную речь. По его словам, с властью нужно говорить, даже если она не хочет слушать, и предлагает брать пример с акции дальнобойщиков. Олег подчеркнул:

«Государство — это мы, и оно должно работать для нас, а не против нас».

Акция дальнобойщиков против «Платона» — это один из тысячей очерков рождения современного гражданского общества в России. Слова Константина Селина о пробуждении сознания несут в себе очень важную мысль. На примере водителей грузовиков другие люди должны понять, что о несправедливости нельзя молчать. Это важное послание всему российскому обществу.

bez-imeni-2

Что касается проката фильма в России, то с этим всё сложно. По сути, сегодня фестиваль «Артдокфест» является единственной площадкой в стране, где можно увидеть фильмы, подобные «Хроникам». Для проката в кинотеатрах необходимо прокатное удостоверение, которое выдаётся государством, но с этим всё плохо.

Таким режиссёрам как Селин и фильмам, подобным «Хроникам», путь на большой экран в нашей стране заказан. По словам самого автора, такие сервисы как YouTube не подходят для распространения идей фильма. Единственная надежда на широкий прокат, но его пока не будет. Режиссёр высказывает надежду, что пройдёт время, ситуация в стране поменяется, и такие честные фильмы смогут увидеть все, кому они нужны.

Автор текста Чертыков Влад