«Взбучка. Тренажерный залп Варенъйе организма» — одна из самых упоротых выставок этой весны

Итак, «Варенъйе организм» — это объединение трёх необычных ребят: Онтона Абстракта (да, так и пишется), Мити Урби Соколова и Константина Антонова. На своём сайте они написали много сложных предложений, описывая свою художественную миссию, но, как отмечают сами ребята, главное заключается в том, что они создают большие игрушки для всё ещё маленьких взрослых.

В своей выставке «Варенъйе организм» они создали тренажёрный зал для мозга и рук. Выставка обладает детской атмосферой первооткрывательства. Но не той атмосферой кретинизма, что царит на детских новогодних утренниках, а совсем другой. Создается чувство, что ты оказался летом в деревне. Тебе 8 лет, а впереди огромный забор с торчащими гвоздями. Но любопытство побеждает страх, и ты лезешь всё выше, чтобы увидеть огромный мир. Довольно пафосно звучит, но это так.

Выставка не держит тебя за кретина. В других залах «Эрарты»  тебе иногда не по себе от того, что ты чего-то не понимаешь. Начинаешь читать описание картины или скульптуры, и чувствуешь себя ещё большим ничтожеством, потому что ещё больше ничего не понимаешь. «Взбучка» как бы говорит: «Эй, давай сюда, поиграем! Вот, потыкай семплер, будет крутая музыка, и лампочки будут загораться». Художники пробуждают потребность в игре.

На выставке всё можно трогать, тыкать, бить, пинать, включать. А можно просто сидеть и залипать, сидя в кислотной комнате, где четыре лампы очень часто мигают разным светом, подсвечивая стены с мелким пиксель-артом. По сути никто тебя не развлекает — ты делаешь это сам. Звучит странно, но художники смогли заставить работать мозг зрителя по-другому. Наверное, причина в том, что у «Варенъйе организма» получилось выдернуть зрителя из рамок повседневности, поместить его в непривычную среду. Скорее всего, художникам и самим приятно наблюдать, как ведут себя люди с построенными для них инсталляциями. Ощущение, будто объект выставки — это ты сам, а над тобой ставят забавный эксперимент. Это классно и действительно заставляет думать иначе.

«Взбучка» полностью захватывает внимание, хочется попробовать всё. У одного только семплера мы стояли минут 20, разбирались как он работает, за что какая кнопка отвечает — это было невероятно. А огромное 15-метровое полотно с хитрым пиксель артом — просто вынос мозга. Из пикселей сложены слова, фигуры разных цветов и форм. Картина была создана какой-то сложной игрой с графическим файлом на протяжении четырёх лет. То есть это не просто картина, но и машина времени отдельно взятого компьютера.

Ещё круче «Взбучка» работает в контрасте с другими выставками. Посетите её в самом конце, после фотографий китайского художника Лю Болиня, например. Контраст сделает возвращение в детские игры ещё сильнее и ярче.

Итак, «Взбучка. Тренажерный залп Варенъйе организма» — определённо обязательная к посещению выставка этой весны, если вам нравится всё современное и необычное. Да и вообще, если увидите где-нибудь инсталляции группы «Варенъйе организма», не проходите мимо — залезьте, потрогайте, понажимайте — это действительно невероятный опыт посреди скучной повседневности.

Текст: Влад Чертыков

Фото: www.erarta.com