В поиске новых ценностей: от скреп до трансгуманизма

8pSxg-cJhXE-1

23 июля на новой сцене Александринского театра на Фонтанке состоялся традиционный Открытый Университет. Корреспондент «Лампы» провёл весь день на секции «ценности», которая проводилась совместно с проектом INLIBERTY. Семь часов не прошли даром, и сейчас мы поговорим о ценностях и том, почему бунтовать против часовой стрелки —совершенно бесперспективное занятие.

Открытый Университет в июле выдался на редкость гуманитарным. Секция «ценности» на протяжении пяти лекций рассказывала о том, что происходит с нашим миром сейчас, и что нам ждать завтра. Не обошли стороной и обсуждения нашего настоящего в России. Но обо всём по порядку.

Первые три лекции были посвящены России, и в целом они констатировали один простой тезис — Россия вполне себе обычная страна в рамках своих ценностей, которая не сильно отличается от многих европейских стран. Но возникает сложный вопрос, а что такое вообще ценности? Ценности — это определённые устоявшиеся модели поведения, отношения к чему-либо. Категории добра и зла, хорошо — плохо. Они не зависят от обстоятельств. Они с нами практически всегда, и во многом они же определяют нашу жизнь, отношение с ближними, с культурой и многим другим. В общественно-моральном плане это является фундаментом, что не позволяет нам скатиться в хаос. Но в тоже время ценности очень сложно изучать, и до сих пор ведутся споры о том, как это делать. Но социологический инструмент вполне способен дать примерные представления об этом вопросе. Но не будем вдаваться в подробности.

p4890

Ценности современных россиян мало чем отличаются от ценностей других стран Западного мира, но это накладывается на общую бедность, которая в нашей стране всё ещё сильна. Абсурд! Посмотрите вокруг, разве эти люди живут бедно? Вам ваша бабушка не говорила, что «так, как мы живём сейчас — мы не жили никогда?» Конечно говорила, и всё познаётся в сравнении. Нынешний жизненный уровень многих молодых и не очень людей в России вполне себе даёт уверенность в том, что всё нормально. Но это не так. Согласно исследованиям, у россиян достаточно низкие зарплаты, которые не позволяют делать долгосрочные планы. Из-за отсутствия сбережений, которые ровняются нескольким годовым доходам, многие жители России станут нищими буквально за пару месяцев, если лишаться работы. Это оставляет отпечаток на жизнь людей: например, они не задумываются о завтрашнем дне, да и вообще многие в этом дне не очень-то и уверенны. Данный факт сдерживает социальную и экономическую активность.

Русский человек становится инертным, пассивным и неактивным. Он боится рисковать и предпринимать активные действия. Из-за этого в нашей стране сложно заставить кого-то работать на перспективу. Из-за отсутствия уверенности люди в России больше сосредоточены на мелких целях и на показном потреблении атрибутов роскоши, как на внешнем демонстрировании своей «успешности». Уж лучше синица в руке, чем журавль в небе, верно? Будь в нашей стране популярен британский рок 60-х, то песня My Generation группы The Who была бы как раз кстати, особенно слова «I hope I die bifore I get old» (надеюсь я умру раньше, чем состарюсь) и да, учитывая какова жизнь одиноких стариков в России, иногда невольно возникают такие мысли. Из-за всего этого россияне больше хотят купить айфон и одежду, потому что сделать это удобнее и надёжнее, чем влезать в кредит и строить дом или свой бизнес. Также эти мелкие радости приносят удовольствие. Кратковременное, но всё же какое-никакое удовольствие.

У многих россиян нет чёткого образа желаемого будущего.Но это всё не мешает россиянам, особенно молодым, быть позитивными и смотреть с надеждой в будущее. Именно благодаря таким людям развивается культура в России и интересные проекты разной направленности. Несмотря на это Россия всё ещё дикий винегрет из архаики, пассивности и модерна. Многие эксперты сходятся на том, что Россия вполне сможет стать открытым обществом и быстро влиться в актуальный мировой процесс, потому что наши ценности позволяют нам сделать это. Пусть по телевизору и говорят о другом, пусть многие люди действительно в это верят. Но рациональный выбор никто не отменял. Здесь очень большую роль играет убеждённость.

p46452

Убеждённость в чём-либо слагается из трёх крупных факторов: личный опыт, аргументация и мнение других людей. Многие идеи принимаются потому, что «так принято», но не всегда такие убеждения устойчивы. Практически любой дискурс может быть разрушен альтернативной силой, если будет обладать достаточной аргументацией. В связи с этим нет никаких сомнений, что тиражируемые популистские заявления во многом лишь напускная пошлая ложь, которая может быть легко уничтожена в благоприятных условиях.

Благоприятные условия вполне могут возникнуть и создать открытое общество, которое способно развиваться по экспоненте. Это очень важно, потому что сойти с поезда прогресса невозможно, а вот отстать вполне реально. Для российского общества и культуры — это очень важный вопрос, потому что наша страна очень часто была в числе догоняющий и никогда — в числе опережающих. Это можно изменить. Для построения открытого общества и культуры очень важно осознать своё не превосходство над другими. Это важно, чтобы общаться с окружающим миром на равных. Пусть не всегда выходит так, как хотелось бы. Выгоднее для всех видеть друг в друге партнёров, чем врагов. Этот простой логический вывод имеет большие рациональные основания, и чем больше людей будет так думать, тем лучше для всех. В 21 веке это особенно важно. Об этом велась беседа в пятой лекции, в которой журналист и популяризатор науки Рональд Бэйли рассказывал о том, как современные технологии изменят наши ценности.

p5334

Всё, что было описано выше — это лишь прелюдия. Без этого сложно понять, что делать, если всё оставить так, как есть. Технологии кардинально могут изменить нашу жизнь в 21 веке, и это факт. Они уже это делают. Наши привычки, предпочтения и поведение, всё это уже прошло через трансформацию современными технологиями. Сейчас у нас несколько трендов, которые в ближайшие годы будут только увеличиваться. Итак:

1. Дематериализация. Суть этого тренда в том, что вещей у нас становится меньше. Да и сами вещи становятся меньше, но вместе с тем растёт функциональность. Как это не парадоксально, но постиндустриальное общество не имеет своей основной характеристикой количество. По сравнению с домом середины 20 века (американского дома, конечно) у нас достаточно мало вещей. Наши компьютеры и смартфоны заменяют нам целый спектр устройств, для которых раньше нужно было строить отдельный гараж или кладовую. Мы стали реже менять вещи, нас вполне устраивают те характеристики наших устройств, какие уже есть. Производители уже давно зарабатывают на софте, и чем дальше — тем больше. Дематриализация не только в наших смартфонах. Многофункциональный общественный транспорт, в том числе и беспилотный, сможет поспособствовать улучшению городской среды, сделать города удобнее и приятнее. Дематериализация позволит нам перейти на использование экологичной энергии, и не так сильно эксплуатировать природу, наконец научившись жить с ней бок о бок, как об этом мечтали в фантастических фильмах.

2. Распределённый интернет. Открытость всего и вся — это спорный вопрос. По сравнению с 80-ми годами наша жизнь стала очень открытой. И мы сами делаем её такой, делясь с другими тем, что нам важно, и что нас волнует. Такая открытость создаёт определённый тип поведения, рождая новую социальную реальность, которой не было раньше. Открытость увеличивает доверие между людьми, позволяя видеть больше. Потому что согласитесь, если человеку реально есть что скрывать, то он это сделает в любом случае. Но этика здесь работает и в другую сторону. Во многих случаях крупные технологические компании просто не дают человеку выбора, подсаживая его на свои сервисы. И увы, сейчас без сетевых сервисов наша жизнь и правда неполноценна. Экран вашего смартфона или компьютера давно стал пятой конечностью. И в отличии от собачьей пятой ноги ваша пятая конечность вполне себе важная, а то и одна из главных. Выбор должен быть, и этот выбор, даже если он сделан не в пользу открытости, не должен делать человека неполноценным. Но это уже вопросы новой этики трансгуманизма.

Итак, распределённый интернет — это абсолютно другая по структуре сеть, чем есть у нас сейчас. У этой сети окончательно пропадёт выключатель, и ни одно государство не сможет её полностью контролировать, потому что не будет никакой кнопки, не будет никакого центрального компьютера как Скайнет. Технология распределённого интернета основана на принципе blockchain, который сейчас уже применяется в транзакциях с биткоинами — электронной валюте, которая не привязана ни к одному государству. Из-за специфики биткоина очень сложно отследить сам факт сделки. Для этого был придуман принцип blockchain. Если говорить простыми словами, то подтверждение сделки осуществляется не через какой-нибудь банк, а с помощью открытости процесса. Сделка или процесс — совершенно открыты для любого пользователя сети. И в любой момент любой пользователь может проверить любую сделку, совершённую в сети. Данный принцип делает обман невыгодным для сторон, а также повышает межличностное доверие — важный фактор для открытого общества. Также бОльшую роль начинает играть институт репутации, где человека во многом характеризуют его дела, а также его поведение.

3. Автоматизация рутинного труда. Машина умеет делать любую рутинную работу эффективнее и лучше человека. А это означает, что общество в 21 веке столкнётся с тяжёлой проблемой, потому что машины смогут отобрать у людей до 60% существующих рабочих мест. Производительность труда в результате этого вырастет до невероятных высот и будет расти по экспоненте, уровень жизни тоже резко вырастет, но тут уже встаёт вопрос — чем будет занят человек, у которого появилось столько свободного времени? Для этого необходим полный пересмотр существующих систем образования, здравоохранения, экономики и многого другого. Это нужно для того, чтобы сохранить человека человеком и дать ему возможность для роста. Это серьёзно изменит всё. Наша жизнь уже в этом веке будет слабо похожа на конец 20 столетия, и чем лучше мы будем к этому готовы, тем меньше будет тяжёлых времён лично для нас. Но стоит сказать, что сейчас ни одно государство в мире к этому не готово. Наши ценности серьёзно изменятся в этом контексте.

4. Увеличение продолжительности жизни. Благодаря достижениям науки и техники мы уже в этом веке сможем в среднем жить дольше ста лет. В этом контексте нужно решать проблемы переселения и того, как сделать человека максимально актуальным для общества, в котором он живёт, чтобы он не выпадал из него как можно дольше. Также нужно решить, как не просто увеличить жизнь, а как сделать человека максимально молодым, а не максимально старым. Увеличение продолжительности жизни также изменит наши взгляды на жизнь и на мир. Новые города должны быть удобнее и вмещать больше людей, они должны приобрести новые функции, чтобы увлечь больше людей в созидательный процесс в автоматизированном мире.

Все эти тренды очень масштабны и будут только усиливаться. Также в этом контексте встаёт серьёзный вопрос распределения благ. Так ли доступно будет всё вышеперечисленное? Страны третьего мира, как быть им? Станет ли технология доступной для всех? На эти вопросы пока нет однозначного ответа. Но точно можно сказать, что принять и приспособить изменения эффективно сможет лишь открытое общество, которое обладает гибкостью, толерантностью и инициативностью, где человеческий капитал — основной капитал. Общество 21 века — это открытое горизонтальное общество, которое связано телекоммуникационными технологиями так тесно, как это не было никогда. Скорость общения людей растёт всё выше, а это означает, что событий и действий за единицу времени происходит всё больше. Также это время небывалого расцвета индивидуализма, ведь культура ещё никогда не была так доступна и так гибка. Идея горизонтального самоорганизующегося общества, о которой так мечтали идеалисты, вполне имеет право на жизнь. Но этого никогда не произойдёт, если люди будут не готовы. Путь к открытому обществу очень сложен, а открытость, как и свободное мышление — достигается только тяжёлым трудом. Эти две вещи тесно связаны, потому что открытый человек потому и открытый, что думает свободно. А свободно думает он потому, что открыт для нового, и он понимает, что вокруг него происходит. Именно понимает, а не знает.

p5432

Как итог, Открытый Университет в секции «ценности» показал, что Россия вполне перспективная страна, которая может не затеряться в безумно быстром дивном новом мире. В головах нет никаких препятствий для новой жизни. Но это только в головах…

Текст: Влад Чертыков

Фото:http://m.vk.com/ouniversity

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Нравится

Fatal error: Cannot use object of type WP_Error as array in /home/users/p/pavel1377/domains/lampa-space.ru/wp-content/plugins/gigya-socialize-for-wordpress/admin/tpl/comments-spider.tpl.php on line 15