Один вечер из жизни театральной студии Константина Хабенского

Вечер вторника, идет дождь. Обычный будничный день подходит к концу, но не для всех — для детской театральной студии Константина Хабенского он в самом разгаре. Сегодня для них особенный день. С трех часов дня они репетируют и готовятся к встрече своего наставника — Константина Юрьевича (именно так они его называют), чтобы показать всё, чему научились. Ну, и еще один немаловажный повод, делающий этот вечер важным — совсем недавно студия обрела новый «дом» на Васильевском острове.

IMG_2069

Подготовка к важному вечеру

Посторонний человек пока вряд ли найдет новое помещение студии — оно затаилось в одном из жилых домов, а чтобы попасть в подъезд нужно знать секретный код, да и никаких вывесок с указателями нет. Однако желающие студию находят. И как говорит один из преподавателей студии, педагог по актерскому мастерству Светлана Письмиченко, «дети всё идут и идут, хотя набор уже закончился».

— Здравствуйте, вы кто?

— Я Варя, буду у вас заниматься (говорит Светлана детским голосом)

— А вы кто?

— А мы к вам со 2-го этажа пришли.

— Хорошо, проходите.

И вот сегодня детская театральная студия Константина Хабенского в Петербурге (а подобных по стране не одна) насчитывает около 70 учеников, а самой студии пошел уже 5-й год. Сперва она базировалась в школе №285, а теперь ее официальный «дом» находится на Васильевском острове. Ну, и еще одна немаловажная справочная информация — все дети занимаются в студии абсолютно бесплатно, хотя в такое сейчас верится с трудом. Ну, а теперь вернемся в наш праздничный вечер.

IMG_2255

На часах уже седьмой час, но репетиция в зале идет полным ходом, одна сцена сменяется другой. Вот ребята распевают «Les Champs-Elysées» Джо Дассена, а спустя несколько минут уже звучат стихи Окуджавы. И если выбор первой песни меня не сильно удивил, то от строк «Кларнет пробит, труба помята, фагот, как старый посох стёрт» в исполнении самого настоящего хора детей невольно побежали мурашки.

— Я не умела петь вообще, никогда не делала этюды, не читала хорошо стихи. Особого какого-то дара у меня не было. Я пришла попробовать. Я любила театр, нравилось для себя читать стихи, петь, как я умею, мне это нравилось, но я не умела этого делать, на публику тем более. Педагог по вокалу научила меня петь, другие педагоги тоже открыли таланты. Когда я пришла, я не попадала ни в одну ноту, но после занятий по вокалу с Вероникой Валерьевной я начала петь, даже на французском, — рассказывает мне Катя, которая солирует в песне «Les Champs-Elysées».

Репетиция потихоньку подходит к концу, заметно, что дети подустали, им хочется отвлечься, а от преподавателя в поддержку звучит следующая фраза: «Жарко, софиты, тяжело, но вы сами выбрали эту жизнь».

IMG_2052

Наступает перерыв, и не теряя времени, я иду общаться с педагогом по вокалу, которая рассказывает мне еще одну удивительную историю про студийца, который совсем не умел петь.

— К сожалению, с хоровым пением сейчас в стране проблемы. Дети приходят и вообще не могут петь, в ноты не попадают. Был случай, когда я с одним мальчиком-студийцем занималась два года, прежде чем он начал попадать в ноты и петь. Он добился больших успехов в студии, снял с себя оковы зажима, запел и на выпускном исполнил песню Фрэнка Синатры «Love». Он даже сам не смог сдержать слез, — рассказывает педагог.

Любопытно, что до театральной студии Вероника Герасимова не работала с детьми вообще. Она эстрадная певица, с 17 лет поет в храме, в основном занималась своим творческим делом и не думала о преподавании. В студию, как и многие дети, она пришла, чтобы попробовать.

— Когда я окунулась в эту атмосферу, то поняла, что если бы мне было столько лет, сколько детям, я бы и сама с удовольствием всем этим занималась. В моем детстве такого не было. Я счастлива, что могу помочь людям открыть себя, просто воспроизвести мелодию. А главная цель — помочь детям быть гармоничными, — делится Вероника Герасимова.

Трудовые будни

Тем временем репетиция плавно подошла к концу, и у ребят появилось свободное время до начала концерта, а заодно и возможность рассказать мне, как проходят их будни в студии, ведь сегодня всё же не самый обычный день.

— Первым делом у нас проходит разминка. Из занятий у нас есть актерское мастерство, сценическая речь, пластика, сценические движения, и на каждом занятии своя разминка. Например, на занятиях по сценической речи у нас идет разминка речевого аппарата: мы мычим, говорим скороговорки, связываем различные словосочетания букв и звуков. На актерском мастерстве мы делаем этюды на различные темы. Нас делят на команды, дают тему, и мы начинаем придумывать. Обычно, у нас совершенно разные идеи, запредельные, и мы пытаемся их объединить. Иногда приходится импровизировать, потому что не успеваем определиться, — рассказывает Саша, которая занимается в студии с самого начала, уже 5-й год.

IMG_2007

— В студии я провожу практически всё свободное время. В среднем, у нас занятия шесть раз в неделю. После школы я сразу еду в студию, после занятий мы остаемся с ребятами и что-то придумываем, — добавляет Катя.

— Занятия проходят очень весело. Педагоги порой дают нам странные задания. Например, на речи мы делаем «Ржучу-жручучу, ржочо-жрочочо, ржача-жрачача….»
На пластике мы делаем разные поддержки, кувырки, мостик в разных извращенных вариантах, — с улыбкой на лице рассказывает Аня.

На мой вопрос, почему ребята пришли заниматься в театральную студию Константина Хабенского, почти все говорили, что им было интересно попробовать что-то новое, творческое, и я им верю. Но у их преподавателя иное мнение.

— Они слышат имя Константина Хабенского, им становится интересно. Потом они приходят и видят, что Константина здесь нет, здесь есть другие лица. Потом проходит полгода, и Константин Юрьевич приезжает. Проходит еще полгода, и мы едем на фестиваль «Оперение», ребята видят, какой жизнью мы живем. Дети потихоньку начинают втягиваться в нашу семейную жизнь, и на второй год человек уже понимает, где он и зачем. Поэтому в этом году мы решили взять маленький ребят, с 6,5 лет, чтобы к восьми они уже были готовы к работе. Работа здесь серьезная, — говорит Светлана Письмиченко.

Впрочем, и актерский труд не из самых легких, как бы странно это не казалось со стороны. Профессия актера — это бесконечный труд, бесконечный стресс, показы, репетиции. Несмотря на то, что в театральной студии Хабенкого ребят не готовят стать будущими актерами, сами студийцы нацелены на эту профессию.

— Я бы хотела связать свою жизнь с творчеством, с актерским мастерством, мне это очень нравится. Знаю, что это очень сложно, но я буду пробовать и стараться. Сейчас мне уже почти 17 лет, учусь в 10 классе. Вот через год буду пробовать, — утверждает Катя.

— У меня есть такая мысль, связать свою жизнь со сценой, буду стремиться к этому, — говорит Саша.

— Я уже начала задумываться, что дальше хочу связать свою жизнь с театром. Не знаю, в каком русле я буду работать, будет ли это актерская деятельность, или режиссура, но, благодаря студии я окончательно поняла, что мне это очень нравится, — рассказывает 15-летняя Аня.

Но есть в студии ребята, которые, хоть и склонны к актерскому мастерству, но выбирать путь актера не хотят.

— Сейчас нужно готовиться к ЕГЭ, нужно хорошо сдать экзамены, чтобы удачно поступить в ВУЗ. К сожалению, на студию совсем не остается времени, что меня очень расстраивает. Студия мне многое дала, она меня очень раскрыла, избавила от многих комплексов. Я раньше не могла спокойно говорить на публике, не могла подойти к человеку и спросить, который час. Я была очень стеснительной. Думаю, что свяжу свою жизнь с чем-то творческим, но театр скорее останется увлечением, нежели станет профессией, — делится со мной выпускница театральной студии Мария Ивановчик, которую «затянуло» в студию на 3 года, хотя планов таких не было.

IMG_2208

И вот снова все засуетились, зашептали «едет-едет», родители и гости собрались в зале. Перед началом концерта и встречей Константина Хабенского успеваю спросить у старших студийцев, а кто же он для них? Только известный актер, кумир, или он имеет совсем другое значение для них?

— Лучше всего мы его узнали на репетициях. Он нам показывал, как и что нужно делать, и мы поняли, что актер может сыграть всё, потому что было очень правдоподобно. От него энергетика такая исходит, он нас вдохновляет. Он наш мудрый наставник, пожалуй, это самая правильная характеристика.

Театральная семья

Зал, в котором мы все разместились, не самый просторный, поэтому большинству пришлось сесть на пол, но от этого появилось чувство комфортности и сопричастности к происходящему.

Перед тем, как на сцену вышли студийцы, некоторые гости пожелали лично поздравить Константина Юрьевича с появлением у студии нового «дома». Так, один из гостей вручил ему предмет, внешне очень похожий на меч самурая — катану, произнеся следующую фразу: «Кодекс самурая — побеждать без оружия». Распаковав подарок, оказалось, что это не меч, а зонт. Все рассмеялись. Прочитайте еще раз фразу про кодекс самурая, как тонко была обыграна ситуация.

IMG_2147

Еще одна гостья прочла стихи собственного сочинения.

«На серый город опустился праздник,

Приехал к нам наш питерский проказник.

Безумно рады видеть гостя,

Ну, здравствуй наш, Хабенский Костя.

Твои старанья и труды пылают жаром,

Открылась школа театральная не даром.

Все юные таланты Петербурга: актеры, педагоги, драматурги,

Спешите всё сюда, пока есть место,

Ведь вам здесь будет очень интересно».

Давно ли вы приходили в гости и читали стихи? Или дарили что-нибудь оригинальное? На мой взгляд, сегодня это стало редкостью, и увидеть людей с творческим подходом было отрадно.

Пересказывать вам представление студийцев было бы бесполезным занятием, потому что театр, на мой взгляд, это, в первую очередь, эмоции. Нужно видеть актеров, слышать их, а мой пересказ вряд ли сможет это заменить. Сделаю несколько зарисовок, чтобы хоть чуть-чуть передать атмосферу вечера.

Представьте себе маленькую девочку, лет шести. Она окружена ровесниками и ребятами постарше, всё внимание приковано к ней. С удивительным выражением, далеко не каждый так сможет, она начинает читать стихотворение:

«… Сдавленный шепот… Сверканье кинжала…

— «Мама, построй мне из кубиков домик!»

Мама взволнованно к сердцу прижала

Маленький томик

… Гневом глаза загорелись у графа:
«Здесь я, княгиня, по благости рока!»
— «Мама, а в море не тонет жирафа?»
Мама душою — далеко!

— «Мама, смотри: паутинка в котлете!«
В голосе детском упрек и угроза.
Мама очнулась от вымыслов: дети —
Горькая проза!».

Это стихотворение Марины Цветаевой под названием «Мама за книгой». До этого я не слышала его ни в чьем исполнении, но эта маленькая девочка, по-моему, прочитала его как раз так, как нужно. До сих пор в голове слышны ее интонации, как она произнесла фразу про графа, даже почувствовалось, как у него загорелись гневом глаза.

Были и курьезные моменты. Например, в определенный момент ребятам нужно было двигаться назад по сцене, и они то ли делали это недостаточно быстро, то ли вовсе забыли. Светлана Письмиченко начала им подсказывать и шептать: «Назад, назад», что услышали все зрители, в том числе и Константин Хабенский, который стал помогать педагогу и тоже шептать «назад, назад».

Не обошлось и без трогательных сцен. В этот вечер был день рождения у юной участницы студии. Вместе со своим братом, который также занимается в студии, и родителями именинница исполнила песню «Город золотой». Брат играл на флейте, а папа на гитаре. Константин Хабенский даже запечатлел песню на видео, и призывал всех подпевать, что гости и сделали, в том числе и я. Это было не просто мило, а очень душевно, по-семейному душевно. Я почувствовала себя частью какой-то большой и дружной семьи, где все просто так могут усесться на пол и дружно запеть. Такие моменты не забываются.

IMG_2319

«Спасибо за творческий подход, это очень радует», — сказал в конце руководитель студии. — Спасибо, это было хорошо, это было по-нашему».

Кое-что было и «не по-нашему», например, Константин Хабенский высказал претензии по униформе, которая у некоторых ребят отличалась. Так что юных актеров и покритиковали. Из зала кто-то подсказал, что песня на французском тоже была не по-нашему, и все засмеялись, а после пошли кушать торт именинницы.

«Мы готовим для вступления в большую жизнь» 

Чтобы поговорить с Константином Хабенским, пришлось отстоять очередь, ведь желающих что-то обсудить с руководителем было немало: это и коллеги, и педагоги студии, сами студийцы хотели «поймать» чуточку внимания от наставника. Мне внимание тоже уделили, и первый мой вопрос был как раз про «наставничество» — считает ли себя Константин Хабенский наставником для ребят, или нет.

— Я такой же педагог, как и педагоги этой студии. Также пытаюсь разобраться в том, что мы делаем, для чего и куда мы вместе можем развиваться. Это для меня такая же загадка, такой же творческий интерес, как и для остальных педагогов. Этим интересом мы стараемся заразить наших студийцев. В ожидании того, что, когда они заразятся и увлекутся, они нас увлекут своими фантазиями и интересами, — сказал Константин Хабенский.

IMG_2452

— Многие взрослые студийцы говорят, что хотят связать свою жизнь с театром.

— Значит, они уже знают, о чем говорят. Многие в наших студиях сознательно понимают, что это такое, и делают выбор не в пользу актерской профессии. Я не отговариваю их от актерской работы, но я им показываю, как это непросто, — отметил руководитель студии.

Поскольку в студии ребят не готовят к поступлению в театральные ВУЗы, мне было любопытно узнать, будут ли педагоги студии помогать стать актерами тем ребятам, у которых сразу виден актерский талант. Профессионалы без труда могут подметить таких детей.

— Задача у нас другая, не подмечать то, что есть, а стараться раскрывать то, что прячется. Это разные вещи. Мы готовим для вступления в большую жизнь, — ответил мне Константин Хабенский.

Я попросила руководителя студии объяснить, что значит его фраза «это было по-нашему», которую он сказал студийцам, но в двух словах он объяснить этого не смог. Зато смогла педагог студии Светлана Письмиченко.

— По-нашему — это по-питерски: это чуть-чуть юмора, немного тоски, ностальгии. Это грустная веселость», — уверена Светлана Письмиченко.

IMG_2408

Напоследок нельзя не упомянуть, что Константин Хабенский и ребята из театральных студий организовали благотворительный проект «Поколение М», где студийцы вместе с профессиональными актёрами на одной сцене играют спектакль «Поколение Маугли». Все средства, собранные со спектакля, идут на лечение детей больных онкологией. Спектакль уже прошел в Казани, Уфе и Санкт- Петербурге, следующий состоится в Новосибирске.

Автор текста: Дарья Смирнова

Фото:  Дарья Смирнова