SKIF 2016: андеграундный фестиваль в стенах современной Новой сцены Александринки

В этом году фестиваль андеграундной и экспериментальной музыки SKIF отметил свое двадцатилетие не в привычном для него месте — бывшем кинотеатре «Прибой» на Васильевском острове, а на Новой сцене Александринского театра, одной из самых функциональных площадок Петербурга, что придало фестивалю свежести и стиля.

Послушать нестандартную музыку, посмотреть перфоманс Бартенева и принять участие в телемарафоне, посвященному искусству, пришло немало людей. Спустя час после его открытия в гардеробах Новой сцены Александринки уже не было свободных вешалок.

img_8106

Музыкальная основа

Поскольку SKIF — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль, большая часть программы была отдана именно музыкантам. На двух сценах за вечер и ночь выступили более пятнадцати российских и музыкантов.

Так, на большую сцену первой вышла российская группа «ГШ» (прежнее название Glintshake). Начинающая с песен на английском языке, похожих на творчество Sonic Youth, группа Glintshake сменила не только название, но и стиль музыки. Как говорят сами музыканты, для них кардинально мало, что поменялось.

img_8001

«На русском петь несложно, это вполне естественная штука. Я бы не сказала, что петь на русском интереснее, чем на английском языке, это просто по-другому, и так, и так классно. В сольном проекте я вообще пою на никому не известном языке, так что тут всё условно», — отмечает Катя Шилоносова.

Музыка «ГШ», действительно, бодрая, под нее нужно плясать и отрываться, однако где-то в середине их выступления на сцену из зала поднялся мужчина, заявивший в микрофон, что «публика — унылое гавно». То ли народ решил доказать мужчине обратное, то ли просто переключился с рабочих будней на выходные, но после этого высказывания двигаться стали активнее.

«Публика была нормальная, она просто не успела прийти в себя. Мы от нее ничего не требовали, на самом деле. Этот товарищ, который вышел на сцену, в чем-то, конечно, прав, но, на мой взгляд, нельзя ни от кого ничего ждать, ни от группы, ни от публики. Нужно ждать только от организаторов, чтобы было всё по плану», — поделился с «Лампой» Евгений Горбунов из «ГШ».

img_8028

«Сегодня было хорошо, по ощущениям мне понравился концерт, я бы не назвала его тухлым», — добавила Катя из «ГШ».

Следом шло выступление солистов «Поп-Механики» Сергея Курехина — Владимира Волкова, Сергея Летова и Вячеслава Гайворонского, вместе с оркестром. Их джазовые импровизации, которым предшествовал длительный саундчек прямо перед зрителями,  стали своеобразным связующим звеном между временами андеграунда Сергея Курехина и современными реалиями.

На малой сцене тем временем выступал британский мультиинструменталист Daniel O’Sullivan — клавишник и композитор  Æthenor и Ulver, участник проектов Sunn O))), Guapo и Mothlite. В костюме то ли осьминога, то ли Ктулху музыкант отыграл весьма необычный сет, состоящий из стилей avant-garde, ambient, drone и industrial.

img_8374

Хотелось бы еще отметить норвежское трио Splashgirl, которое играло на главной сцене уже в четвертом часу утра. Используя контрабас, барабаны, клавиши и несколько примочек, музыканты определенно создали меланхоличную и умиротворенную атмосферу. Под звуки экспериментального джаза многим слушателям захотелось расположиться на полу, сидя или лёжа.

img_8351

Культурная кульминация

Гвоздем программы фестиваля, конечно, стал перфоманс «Зеленые дети Лимпопо» художника и модельера Андрея Бартеньева с группой «Месячные». Это было настоящее зрелище вне жанра. Десятки людей в экстравагантных костюмах различных животных с картонными головами танцевали на сцене под модный бит и остросоциальные стихи, после чего бросали в зал всевозможные предметы: от туалетной бумаги до деталей костюмов и Качанов капусты. Один из этих кочанов пролетел рядом со мной и попал в голову парню. Недолго думая, он запустил овощ в обратную сторону и попал четко в голову главарю группы, который в этот момент стоял спиной к залу.

img_8139

Зрелищнее всего стало появление этого главаря в полуобнаженном виде: на груди лифчик из двух плюшевых сердец, ниже кожаные трусы с женским половым органом, а дополняют образ картонные очки 3d и распущенные длинные волосы. Одни из самых приличных стихов из его уст звучали так:

Все вокруг твердят — я парень, то, что надо,

От меня несет одеколоном Prado.

Завтрак на работу мне собирает мама,

Среди коллег я звезда Инстаграма.

«Перфоманс Бартеньева был вполне в духе Сергея Курехина. Я остался под впечатлением, потому что в меня прилетела эта желтая палка, даже в глазах потемнело. Я подумал: «Боже, какой кошмар», а потом я осознал, что без всех этих ударов, которые произошли, не было бы никакого события, и люди ничего бы не почувствовали. А тут было физическое соприкосновение, возникли какие-то эмоции. Это живое событие, людям нравится, когда происходит что-то вне рамок», — поделился своими впечатлениями зритель Егор.

img_8230

Как сказал один из посетителей фестиваля, этот SKIF был полон полета и разноса, и этот полет ему придала именно площадка — Новая сцена Александринского театра, чей функционал использовали музыканты и организаторы. Например, всю ночь шел телемарафон, в ходе которого довольно-таки известные деятели культуры обсуждали современное искусство, театр, музыку и моду, а их дискуссии в прямом эфире транслировались на одном из городских каналов.

В целом чувствовалось, что фестиваль по-прежнему актуален, и большая часть публики пришла не просто ради тусовки. Им действительно хотелось послушать приглашенных музыкантов и экспертов. Остается надеяться, что и в последующие годы фестиваль сохранит в себе свежую струю, которую ему придала новая площадка, и не превратится в ностальжи по временам Сергея Курехина.

Текст: Смирнова Даша