Сила тяжести. Выставка «Общества русских скульпторов»

Советское официальное искусство научило настороженному отношению к пафосу в искусстве, но выставка «Общества русских скульпторов» в Михайловском замке показывает скульптуру, исполненную торжественности, как природа, и искреннюю.

Общество просуществовало недолго: с 1925 по 1932 гг., пока не вышло постановление о перестройке литературно-художественных организаций, после чего был основан единый союз художников взамен множества объединений. Единым управлять проще и легче.

Последнюю выставку «Орсовцев» (всего выставок было четыре) сильно критиковали за разнообразие приёмов, художественных манер — как раз за то, за что теперь творчество этих художников особенно ценно, как и их выставка в Михайловском замке. «Импрессионизм» Голубкиной, кубизм Королёва, народное начало у Коненкова… Разнообразие тем и жанров: анималистическая скульптура, портреты, монументальные композиции, подходящие для памятников, небольшие станковые произведения, рельефы…

 тяжесть — пластическое средство скульптуры, как для живописи цвет

Художники объединились с верой в новое молодое государство и желанием служить ему. Чем объяснить, что в это время именно в русской скульптуре возник такой удивительный расцвет? Возможно, вера в нечто правильное, развивающееся на земле особенно необходима скульптуре, которая тоже работает с земным материалом, и как ни одно другое искусство связана с чувством тяжести и земным притяжением. Можно даже сказать, тяжесть — пластическое средство скульптуры, как для живописи цвет.

На выставке, экспозицию которой составляют около 60 произведений, представлена яркая и разнообразная картина жизни советской России, отраженная в зеркале творчества представителей одного из ведущих творческих объединений 1920-х годов.

Героизм в искусстве «Орсовцев», куда входили практически все известные русские скульпторы первой половины ХХ века, соединял мировые традиции (многие из группы были в Париже, учились у Бурделя, знакомились с мировой культурой в европейских музеях) и память о своих корнях. Пафос в произведениях Рындзюнской, Сандомирской, Нисс-Годльдман и других — это разбуженная земля, вулканы пластических открытий, это не политический и не пропагандисткий пафос.

Выставка «Общества русских скульпторов» продлится в Михайловском замке до 20 ноября 2017 года.

Автор текста: Наташа Михайлова

Фото: rusmuseumvrm.ru