Путин — Art -project

Президент России Владимир Путин появился в Кремле в 1999 году. За это время Путин стал нашей повседневностью и частью актуальной общественно-политической картины страны. Но в этом тексте мы не будет оценивать Владимира Владимировича как политика, потому что это сделали за нас другие и гораздо лучше. Однако стоит попытаться разобраться, как актуальная политика отражается в искусстве.

Путин проник в современное российское искусство — факт. Бессменный президент становится героем интернет-мемов, про него пишут песни, а для съёмок клипа Тимати «Мой лучший друг», например, перекрывают Красную площадь в Москве. Президента рисуют на стенах — достаточно съездить в Крым, чтобы увидеть эти гигантские изображения. Президент России стал объектом народного творчества, городского фольклора, и благодаря этому его обязательно запомнят. Запомнят, невзирая на его очень неоднозначную деятельность. Но так или иначе, это уже свершившийся факт.
dushi-chelovek-71-e1449749693992
Путинский дискурс недавно привело в движение ещё одно важное событие — день рождения президента. Один из художников Петербурга Алексей Сергиенко 7 октября открыл выставку, которая полностью посвящена яркой политической фигуре современной России. В своей галерее на Казанской улице художник выставил несколько полотен, входящих в коллекцию «Эмоции мира», на которых президент России представлен в весьма интересном ключе. Путин на холсте не намекает на то, что интернет — это проект ЦРУ, а западные партнёры ведут себя не совсем честно. Нет никакого украинофобства и других фобий. Нет никакой великодержавной идеи и евразийства за авторством Дугина и философа Ильина, а есть просто Путин и его эмоции. Картины действительно очень ироничные и добрые. На них хочется смотреть и улыбаться.

Сергиенко в своих картинах не отличается оригинальностью, ведь картины с весёлым президентом — это, по большей части, срисовки с общедоступных фотографий из интернета. Культурная ценность этих картин в том, что они показывают, и что пытаются законсервировать в себе.

putin1

Журнал «Лампа» уже писал про выставку русского реализма 2000-х гг (http://lampa-space.ru/2000-e-sobranie-ekateriny-i-vladimira-semenixinyx.html). В статье говорилось о том, что картины, выставленные в галерее «Екатерина» в Москве, полны образов гедонизма и радости. Они являются наглядным примером того, как культурная фрустрация, скопившаяся в советском обществе за 70 лет, нашла свой выход после развала страны и создала то современное российское искусство, которое мы знаем сейчас. Однако московская выставка была консервацией образа жизни «тучных нулевых», а выставка Сергиенко же консервирует политические образы и те властные паттерны, которые преобладают в российском массовом сознании сегодня. Путин на картинах Сергиенко предстаёт в роли обычного патриархального правителя, собственно каким он и является на самом деле: он награждает, он защищает, он радуется и приветствует. Картины, которые срисованы с общедоступных источников, являются частью ассоциативного ряда, связанного с президентом, а значит, и частью массового российского сознания. Это наглядно показывает, как представлен президент в головах россиян.

mirolyubivyj-putin

Интересный момент связан с восприятием лидера страны, который вписывается в аналогии такого же отношения к главе государства и в других странах. Многие политики удостаиваются чести быть нарисованными на стенах и плакатах в различных контекстах. Иногда это может быть даже частью предвыборной кампании. Если помните, то девизом американской предвыборной президентской кампании Барака Обамы 2008 года было «yes, we can!» Предвыборный штаб Обамы потрудился над тем, чтобы эти слова стали узнаваемым мемом и образом в интернете, СМИ и на улицах американских городов. Творчество связанное с политикой, помогает оной транслировать свой образ дальше вниз по социальной пирамиде. Оно пронизывает общество во всех направлениях и создаёт узнаваемые визуальные паттерны на всех уровнях. Тем самым запускаются длинные и сложные процессы легитимации власти и всего, что с этим связано. Это показывает, как политическое искусство тесно связано с общим властным контекстом. Если картины Сергиенко сохранятся, то через много лет это сможет дать нашим потомкам представление о том, каким же был президент Путин. Конечно, именно это мы никогда не поймём по картинам, но зато сможем представить, каково было восприятие Путина в обществе.

iiiiiii

Сергиенко не первый решил реализовать себя на путинской теме. В своё время дизайнер одежды Денис Симачёв просто поразил всех своими шикарными футболками с Путиным. Броские фразы, многозначительные взгляды президента на одежде очень чётко коррелировали с экранным образом бессменного президента России. Дизайнер превратил серьёзность властной риторики в юмор и легкомысленность. Российская богема не стеснялась появляться в такой одежде на публике, да и подпольные фабрики не заставили себя ждать. Различные «No name brand» до сих пор клепают футболки с Путиным и продают их буквально везде, где есть постоянное скопление народа. В Петербурге торговые ряды в подземных переходах Невского проспекта так ярко отражают политическую повестку дня, что на основе этого можно сделать хорошее политическое исследование. Все эти «не смешите мои искандеры», «пацан сказал — пацан сделал», «русский медведь — хозяин леса…» и другое, всё это имеет корни в том, что однажды запустил Симачёв. Футболки с Владимиром Путиным несут месседж нам и будущим поколениям, закрепляя коллективный образ власти. Это очень забавно, потому что самые простые истины относительно современной российской государственности уже не надо искать под микроскопом, как в СССР. Эти истины лежат здесь на поверхности, только зайди в подземный переход!

110240512

Российский колорит в виде матрёшек и балалаек слился с образом Владимира Путина, сделав его частью имиджа России. Иностранцев в Петербурге и Москве часто можно встретить в футболках с «искандерами» и в шапках-ушанках термоядерной расцветки. Это показательно и интересно в том смысле, что такой образ является карикатурным изображением самих русских, которые в данный момент лежат на диване с пивом где-нибудь в Туапсе или Магадане. Утрированно, конечно, но забавно.

Наши потомки не смогут точно ответить на вопрос западных журналистов «Who is mr. Putin?», если рассмотрят картины Алексея Сергиенко или футболки Симачёва. Но зато это поможет им понять образ коллективного Путина, который поселился в каждом из нас. Как-никак, при Путине выросло много миллионов людей, которые не знают другой социальной и властной реальности России кроме эпохи Путина. Сложно сказать, понимает ли наш президент это, но он уже давно не принадлежит себе. Публичность в сочетании с массовой культурой сделали Путина общим, дисперсным, распылённым по всей территории России. Он поселился на всех уровнях творчества и отношений. Коллективный Путин, хочет он того или нет, стал частью российского современного искусства и массовой культуры. Но говорить об этом как о хорошем или о плохом нет смысла — многое из этого объективный факт, который мог бы произойти с любым политиком, который бы пришёл к власти вместо Путина, не важно, на какой срок.

wp_20161007_19_40_20_rich

Президент Владимир Путин является первым лидером страны, который нашёл своё отражение в форме массового российского искусства и культуры. Ещё никогда образ лидера России не был таким массовым. Советские генсеки лишь имели честь стать героями анекдотов и редких рисунков бесстрашных маргиналов. В царской России ситуация была не лучше, однако в современной России всё совсем иначе. Приятно видеть, как искромётное русское сознание создаёт все эти образы власти в огромных количествах. И пусть каждый делает это с определённой целью: одни используют президента страны как средство извлечения прибыли, другие видят в нём интересного человека, который полон искренних эмоций, а такие как Симачёв создают футболки с Путиным ради юмора. Кто-то действительно выражает свою настоящую политическую позицию, надевая футболку с медведем, балалайкой и Путиным. Да,  есть на футболках и такие сочетания All in one.

В России власть, интернет, творческая свобода и креативные люди собрались в одном месте в одно время, чтобы сделать то, что мы имеем сейчас — культурный феномен в виде Путина как арт-объекта и мема. Да, Путин — это также и мем. Ему суждено пройти все те же стадии, что и любому другому мему — создание, реакция, временное забвение и попадание в культурный архив, который время от времени будет открываться словами «а помните?!»… Отношение к Путину как к арт-объекту и мему очень полезно, потому что позволяет рассмотреть современную российскую политику и общество под другим углом. Этот угол даёт совершенно неожиданные идеи и образы, на основе которых можно думать и о других аспектах жизни российского социума, частью которого мы все являемся.

Автор текста Влад Чертыков