PRINTENSTEIN

Мастера линогравюры

В теплый апрельский день, нас пригласили в художественную линогравюрную мастерскую Printenstein. Художники студии Александра Дворникова, Анастасия Суворова, Анастасия Краснопольская и Юлия Колесова рассказали нам об истории студии, поделились секретами своей работы и планами на будущее.

Как вы начали работать вместе? Трудно ли было создавать творческую площадку?

Саша Дворникова: Идея создать студию возникла давно, еще в «Мухе» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица). Мы изучали технику линогравюры, и я захотела заняться ее применением на практике, делать красивые и интересные вещи – открытки, приглашения, конверты. Мы говорили с Юлей и с Настей Суворовой, и решили после окончания учебы продолжить заниматься линогравюрой, купить станок и открыть мастерскую.

Настя Краснопольская: Меня пригласила Юля. Я не была знакома с техникой линогравюры, но мне было безумно интересно, и я все изучала сама.

Что вас вдохновляет?

Настя Краснопольская: Вдохновляет творчество других художников, таких как Майкл Дефорж, Брэд Ролофф, Симон Хансельманн. Смотрим иллюстрации в книгах и в интернете.

Настя Суворова: Да, а еще читаем много книг о шелкографии и линогравюре. И, конечно, наблюдаем природу, город, людей. Вокруг столько разных форм, цветов и оттенков!

Расскажите немного о вашей работе.

Саша Дворникова: При создании линогравюры изображение вырезается на линолеуме или на другой полимерной основе, а затем отпечатывается на листе бумаги. Чтобы сделать такую гравюру, нужны линолеум, резцы или штихели, валик, краски и бумага, а также ножи, стекло и другие инструменты и материалы.

Настя Краснопольская: Первый этап работы – это создание эскиза. Эскиз должен быть хорошо продуман, обязательно нужно решить, где будут светлые места, а где темные. Это самая ответственная часть работы. Эскиз делают в размер рисунка и переносят его на линолеум. Углубления на линолеуме делаются штихелями, которые имеют разные профили и размеры. Очень многое в гравировании зависит от остроты резца.

Настя Суворова: Для создания пробного оттиска берётся типографская краска, аквалиноль или акрил, которая равномерно наносится валиком на линолеум, так, чтобы не было комочков и неровностей. Делается несколько оттисков на станке или вручную, линогравюра дорабатывается, вычищается, после чего печатается тираж. Оттиск считается хорошим, если тон краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не жидкий, когда хорошо и чётко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и не надорвана. Свежие оттиски на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны сохнуть. После окончания работы форма и валик тщательно промываются уайт-спиритом и протираются тряпочкой. 

Саша Дворникова: Создание цветной гравюры на линолеуме требует большего мастерства. Кроме черной и белой краски мы используем также красную, синюю, желтую. Смешав их, можно получить другие цвета и оттенки. Самое главное в цветной гравюре — умение привести изображение к определенной цветовой гамме. Каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума, полученные плашки печатаются последовательно и накладываются на одно и то же место на листе бумаги.

Какие трудности возникают при работе? Как Вы с ними справляетесь?

Саша Дворникова: Больше всего мешает отсутствие времени. А помогает — музыка, горячий кофе и увлеченность любимым делом. А ещё то, что мы отлично ладим, хотя все очень разные. 

Настя Суворова: Я согласна с Александрой, мешает нехватка времени. Все время откуда-то берутся другие дела – учеба, работа, быт. И где-то между всем этим надо выкроить время на творчество для себя. Постоянно возникает аврал! Что помогает? Музыка и всякие приятные мелочи. И, конечно, я просто очень увлечена тем, что происходит у нас в мастерской. Если тебе очень интересно что-то делать, то ты как будто становишься суперменом (в нашем случае — супервумен). Иногда просто непонятно, как мы успеваем все сделать. Но ведь делаем, и это здорово!

Настя Краснопольская: Мне больше всего мешает мысль, что все, что я сделаю, будет плохим и никому не нужным, а дорогие мне люди подумают, что я на самом деле бездарность. А помогает желание успеть сделать хоть что-то хорошее. И, конечно, важен, позитивный настрой.

Важно ли для художника иметь специальное образование?

Саша Дворникова: Главное – это цель, и не важно, как ты учился рисовать. Есть много художников, которые нигде не учились, и все проходили сами. Конечно, иногда просто необходимы специальные знания и навыки. Например, если ты хочешь реалистично рисовать людей, то нужно знать анатомию.

Настя Суворова. Ты работаешь, совершенствуешься, и время от времени понимаешь, что тебе чего-то не хватает. Это не однодневный процесс, ты учишься на протяжении всей жизни.

Есть ли у Вас ученики? Проводите ли вы мастер-классы?

Саша Дворникова: Мы провели пару мастер-классов, но поняли, что лучше искать постоянных учеников. За одно занятие очень сложно что-то объяснить, а те, кому действительно интересно, будут заниматься регулярно. У нас есть несколько таких учеников, а Настя часто приходит сюда заниматься с детьми.

Настя Суворова: Весной, как раз перед 8 марта, я учила детей делать открытки для мам. Это было очень интересно: сначала я им все объясняла и показывала. Они в один голос говорили, что у них получается плохо, просили сделать за них, а потом так втянулись в процесс, что их невозможно было остановить! Просили напечатать еще и еще.

Что вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться?


Настя Краснопольская: Я думаю, что индивидуальное творчество станет больше цениться публикой. В последние годы в искусстве возник кризис доверия, А кому можно доверять больше, чем человеку, который работает не столько для покупателя, сколько для себя.

Настя Суворова: Трудный вопрос. Меня, например, очень радует нынешний интерес к ручной работе. Сейчас очень много возможностей, свободы… Можно самостоятельно осваивать самые разные техники.

Саша Дворникова: Не думаю, что скажу что-то новое. Заметно, что искусство становится менее дифференцированным, все направления сливаются в некое метаискусство. А ещё я заметила, что сейчас зритель все больше влияет на развитие искусства, художник подстраивается под его восприятие. Еще мне кажется, что искусство становится все более технологичным.

Есть ли новые идеи, планы на будущее?

Есть мечта прикупить еще один станок для печати. И конечно, мы хотим творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство.

P. S.: Это был замечательный день. Душевная беседа плавно перетекла в мастер-класс по изготовлению линогравюры. Мы прошли все этапы создания гравюры и почувствовали себя настоящими художниками!

текст:  Баранцова Александра

фото: Елена Кочурова